О переносе срока референдума стало известно из официального заявления, подписанного президентом Южной Осетии Леонидом Тибиловым и спикером парламента Анатолием Бибиловым. «Руководствуясь долгосрочными интересами югоосетинского народа, выступаем с заявлением о поддержке решения политсовета при президенте Республики Южная Осетия о целесообразности проведения референдума о вхождении Республики Южная Осетия в состав Российской Федерации в 2017 году, после проведения выборов президента республики», — цитирует заявление РИА «Новости».
Ранее власти спорной республики объявляли, что референдум должен состояться в 2016 году.
Алексей Чеснаков, директор близкого Кремлю Центра политической конъюнктуры, объясняет перенос референдума параллельным политическим процессом в Южной Осетии: подготовкой к президентским выборам.
«Референдум за столь короткое время перед президентскими выборами содержательно и технологически соединяет их в одну большую кампанию. Вряд ли это улучшит общественную атмосферу в республике», — рассказал эксперт «Газете.Ru».
Кроме того, при таком раскладе референдум получит «излишнюю политизацию», что для Москвы сегодня нежелательно, считает Чеснаков.
Южная Осетия вместе с другим регионом, Абхазией, объявила о своей независимости после военного конфликта с Грузией в 2008 году. Чуть позже независимость обеих самопровозглашенных государств признала Россия, которая также участвовала в боевых действиях. Тбилиси считает своей законной территорией и Абхазию, и Южную Осетию.
Грузия не верит
В Грузии до сих пор не верят в то, что Россия действительно готова принять Южную Осетию в свой состав. «С геополитической точки зрения вообще непонятно зачем? — рассуждает Шота Утиашвили, бывший руководитель информационно-аналитического департамента МВД Грузии, участвовавший в переговорах с югоосетинской стороной во время президентства Михаила Саакашвили. — После присоединения Крыма повторение того же сценария в Южной Осетии не может не вызвать резкой дестабилизации обстановки в регионе и крайне негативную международную реакцию. С ней в нынешней ситуации российские власти просто не готовы столкнуться». Кроме того, по мнению собеседника «Газеты.Ru», нынешнее состояние отношений между Южной Осетией и Россией Москву вполне удовлетворяет.
Если же югоосетинский референдум все-таки состоится, в самой Грузии могут возникнуть воинственные призывы у ограниченного спектра политических сил.
Однако в руководстве страны сегодня преобладает мнение, что территориальный конфликт необходимо решать с максимальным привлечением международных институтов и посредников, добавил собеседник «Газеты.Ru».
Проведение референдума в Южной Осетии вовсе не гарантирует худшего сценария, считает Владимир Евсеев, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ. «Южная Осетия может высказывать свои желания в какой угодно форме, в том числе посредством референдума. Однако это вовсе не означает, что Россия сделает шаг навстречу и примет Южную Осетию в свой состав», — рассуждает эксперт.
Кроме того, помимо Южной Осетии выборы грядут и в Грузии. Страна будет выбирать парламент в октябре 2016 года. «Если югоосетинский референдум пройдет в этом году, это станет очень дорогим подарком для антироссийских сил в Грузии», — объясняет Евсеев.
Алексей Чеснаков из Центра политической конъюнктуры на вопрос, готова ли Москва принять Южную Осетию в будущем, ответил несколько туманно: «В России, как и в Южной Осетии, рассчитывают, что не скорость, а качество интеграционных процессов сделает их необратимыми».
Между двумя сторонами существует целый ряд договоров, которые прочно объединяют их в единую систему как в экономической сфере, так и в отношении безопасности.
НАТО ждет
Разговоры о референдуме усиливают напряжение перед саммитом НАТО в Варшаве, который состоится в июне. Тбилиси надеется, что мероприятие станет очередным шагом к членству страны в НАТО. Впрочем, как заявил 24 мая спецпредставитель генсека НАТО по странам Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймс Аппатурай, в Варшаве Грузию в альянс не примут, хотя и «представят новые предложения по сотрудничеству».
Как заявил «Газете.Ru» представитель НАТО, пожелавший остаться анонимным, заявления Южной Осетии о референдуме не повлияют на политику альянса.
«Позиция НАТО в этом отношении остается ясной и неизменной. Страны – члены альянса полностью поддерживают территориальное единство Грузии и ее суверенитет в границах, признанных международным сообществом. Страны НАТО не признают грузинские регионы Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств, — рассказал дипломат. — Поэтому мы призываем Россию выполнить свои обязательства по отношению к Грузии и отозвать признание Южной Осетии и Абхазии, а также вывести из Абхазии свои вооруженные силы».
«Грузию просто не могут сегодня взять в НАТО, так как это противоречит уставу организации. Альянс не может включать в свой состав государство, где сохраняется территориальный конфликт, — рассказал «Газете.Ru» Дмитрий Суслов, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований ГУ ВШЭ. — Грузии, как, кстати, и Украине, сегодня предлагают так называемое ассоциативное членство. Но этот формат не распространяет на государства действие 5-й статьи устава ООН, не дает права участвовать в принятии решений и не наделяет страны правом вето».
По мнению эксперта, нынешние переговоры, которые альянс ведет с Грузией, это дипломатический процесс, в центре которого находится не Тбилиси, а Москва. «Дискуссия о продвижении НАТО в Грузии — это лишь очередной рычаг давления на Россию, другой инструмент политики сдерживания», — утверждает Суслов.
«Альянс не заинтересован в расширении на Кавказ, поскольку этот регион крайне нестабилен, и присутствие здесь НАТО резко увеличит шансы эскалации прямого конфликта между альянсом и Россией, — считает собеседник «Газеты.Ru». — В этом не заинтересована ни одна из сторон».