Основные лозунги сотен протестующих направлены против правящей Демократической партии социалистов и премьер-министра страны Мило Джукановича. 27 мая в Подгорице сотни демонстрантов жгли файеры, несли плакаты с надписями «Мило — вор» и требовали немедленной отставки властей.
Активисты крайне недовольны состоянием экономики страны и несправедливо проведенной приватизацией. «Фабрики продали, а народ довели до улицы», — гласил один из лозунгов. Другая часть демонстрантов выступила против политики властей Черногории на сближение с НАТО.
Определиться с альянсом
Местное общественное мнение расколото по вопросу присоединения страны к альянсу, впрочем, согласно соцопросам, число сторонников НАТО постепенно растет. По данным социологического агентства Damar, вступление Черногории в НАТО в январе поддерживали 47,3% респондентов, против выступали 37,1%, а 15,6% утверждали, что пока не определились. Именно за голоса колеблющихся граждан развернется главная борьба на октябрьских парламентских выборах в Черногории.
Представители оппозиции требуют от руководства страны проведения референдума о вступлении страны в НАТО. Сам Джуканович не исключает такой возможности, однако считает, что вопрос будет решаться новым парламентом, избранным в октябре.
Как отмечают эксперты, многие сторонники членства видят в НАТО не столько военный альянс, сколько интеграционную структуру, необходимую ступень на пути в ЕС. Черногория не является членом Европейского союза, однако ведет переговоры о вступлении в союз и надеется быть принятой в 2021 году.
Черногорский публицист Мирко Боскович в разговоре с «Газетой.Ru» отметил: в нынешнем протесте объединились протестующие лично против Джукановича, против экономической политики и против НАТО. «Вопрос экономики имеет гораздо большее значение для многих, чем вопрос НАТО. Финансовые проблемы могут заставить больше людей принимать участие в протестах, чем лозунги против альянса, — отмечает он. — Многие считают, что хотя экономическая ситуация в стране плохая, внешнеполитическими целями Черногории все-таки должны быть и НАТО, и ЕС».
«Антинатовская пропаганда»
По мнению Босковича, часть пророссийской оппозиции «пытается использовать экономические проблемы для антинатовской пропаганды», однако протесты сегодня по структуре слишком сложны для манипуляций подобного рода.
Чем опаснее становятся протесты, тем выше популярность у «стабильной» партии Джукановича, которая находится у власти более 25 лет. Зарабатывают очки и националисты, и пророссийские движения, однако демократические партии, также выступающие за смену нынешнего руководства страны, на фоне демонстраций теряют авторитет, добавил собеседник «Газеты.Ru».
Основной политической силой, выступающей против вступления Черногории в НАТО, является «Демократический фронт», правоцентристская коалиция различных политических объединений. Один из ее лидеров Андриа Мандич, ветеран местной политики, сменил множество различных политических сил, от правых до левых. Российские властные круги активно взаимодействуют с Мандичем и представителями «Демократического фронта», с ними ранее встречался глава Госдумы Сергей Нарышкин.
Боян Руковина, глава политического движения «Антинатовская пропаганда», наоборот активный противник членства Черногории в НАТО и напоминает о натовских бомбардировках 1999 года — тогда Черногория еще входила в одно государство с Сербией. Он отмечает, что многие до сих пор помнят бомбардировки, в которых погибли гражданские люди в Сербии и Черногории.
«Сербское население составляет треть населения Черногории и оно воспринимает НАТО как своего врага, в то время как союзником видит Россию».
Он также отмечает экономический аспект «Черногория, маленькая страна с большим государственным долгом и членство в НАТО не будет дешевым. Это нас сделает еще большими рабами, чем мы сейчас. Наша экономика и так еле дышит из-за военных расходов».
В середине мая Черногория получила официальное приглашение стать 29-м членом НАТО, однако пока имеет лишь статус страны-наблюдателя. Для того чтобы Черногория официально вошла в альянс, необходима ратификация договора о вступлении парламентами всех стран — членов НАТО. Это процедура может занять несколько месяцев.
В феврале глава МИД России Сергей Лавров заявил о том, что вступление Черногории в НАТО — «искусственное решение и никакой безопасности натовцам не добавит».
Однако, по мнению заведующего аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, вряд ли попытки России разыграть карту против НАТО в Черногории принесут плоды. «Если РФ хочется в это поиграть, то это можно сделать. Другое дело, насколько это действенно», — считает собеседник «Газеты.Ru». По его мнению, вступление Черногории в НАТО не несет никакой военной угрозы для России. Главное опасение российских политических кругов касается перспектив вступления в альянс Сербии, которая в настоящее время идет на сближение с Западом.