Заместитель главы МИД России Геннадий Гатилов заявил, что на сегодняшнем заседании группы поддержки Сирии в Мюнхене российская сторона намерена «обсуждать вопрос прекращения огня» в Сирии. Ожидается, что это станет главной темой переговоров между Лавровым и Керри, встреча которых также запланирована на сегодня.
«Мы за этим и едем. Мы готовы обсуждать вопрос о модальностях прекращения огня», — заявил Гатилов журналистам. Так он прокомментировал информацию о том, что Россия предлагает прекратить огонь в Сирии с 1 марта. Сообщения об этом передало в ночь на 11 февраля агентство Reuters. В четверг утром в западных газетах новость дополнилась сообщениями о том, что предложение России также предполагает полный отказ от бомбардировок сирийской территории.
Однако официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков в четверг опроверг данные о том, что Россия готова завершить свою военную операцию. По его словам, РФ будет продолжать бомбардировки по террористам в Сирии, несмотря на призывы западных стран остановиться.
«В последнее время из Пентагона мы слышим советы о необходимости менять нашу стратегию в Сирии, чтобы «помочь» США достичь там политического перехода власти, — сказал Конашенков. — Специально для этих советников напомним, что цель нашей операции в Сирии — уничтожение терроризма».
«Мы хорошо видим, к каким результатам на Ближнем Востоке и рядом с российскими границами привели вашингтонские стратегии «политических переходов». Вместо «торжества демократии» — везде разруха, кровь, беженцы, — рассказал представитель Минобороны России. — Может, лучше нашим советчикам перестать наступать на одни и те же грабли?»
Концепция не изменилась
По словам Вениамина Попова, бывшего посла России в арабских республиках и директора Центра партнерства цивилизаций МГИМО, принимавшего участие в московских переговорах с сирийской оппозицией, сообщения о перемирии не говорят об изменении позиции Москвы. «Россия считает, что к 1 марта все стороны сирийского дипломатического процесса могут достаточно сблизить позиции для эффективного начала переговоров, — объяснил эксперт. — Это предложение можно расценивать как подготовку к конференции в Мюнхене. В ее рамках Россия обсудит с западными партнерами конкретные условия, и детали будут известны в ближайшие два дня».
Попов также сомневается, что Россия готова прекратить все бомбардировки в Сирии. «Одно дело, когда речь идет об ударах по Алеппо, откуда увеличивается поток беженцев, — считает эксперт. — Другое дело, это удары по головорезам из ИГ (организация запрещена в России) и «Джебхат ан-Нусры» (обе организации запрещены в России. — «Газета.Ru»). На приостановку бомбардировок по позициям террористов Россия не пойдет ни при каких условиях».
На прошлой неделе глава МИД России Сергей Лавров заявлял, что «не видит оснований, почему операция ВКС РФ в Сирии должна прекратиться». Об этом дипломат говорил на пресс-конференции в Омане. Это заявление стало одной из причин, которая привела к приостановке переговоров по Сирии в Женеве. В тот же день спецпредставитель ООН по Сирии Стаффан де Мистура признал, что между переговорщиками до сих пор слишком много противоречий и женевский процесс нужно заморозить до 25 февраля.
Швейцарская штаб-квартира ООН была выбрана местом для одного из самых важных и сложных дипломатических процессов текущего момента. Изначально предполагалось, что делегации всех основных сирийских сил приедут сюда в середине января, обсудят изменение конституции Сирии и начнут подготовку к выборам и создание правительства национального единства.
Однако переговорщики со стороны официального Дамаска и две делегации от оппозиции Сирии, воюющей с режимом президента страны Башара Асада, до сих пор так и не смогли начать обсуждение. Оппозиционная делегация, пользующаяся поддержкой США, Саудовской Аравии и Турции, требует полностью прекратить российские бомбардировки в Сирии.
Россия, в свою очередь, требует подключить к женевским переговорам курдов, которые играют ключевую роль в боях на севере Сирии. США склонны поддержать Москву по этому пункту, однако против курдского присутствия высказывается Турция, член НАТО и союзник Вашингтона. Турецкие власти боятся подъема курдского национализма на своих территориях, граничащих с Сирией.
Битва за Алеппо
Алеппо — главный камень преткновения между Россией и западной коалицией, которая также наносит авиаудары по Сирии. За последний месяц войска официального Дамаска при поддержке российской авиации практически взяли этот город в кольцо. Это стало мощнейшим ударом по боевикам сирийской оппозиции. Алеппо обороняют как исламисты из «Исламского государства», так и «умеренные» боевики, противостоящие президенту Асаду.
Алеппо — второй по значению город Сирии, и его взятие силами, лояльными президенту Башару Асаду, будет означать коренной перелом в сирийском конфликте.
Этого и опасаются западные державы. Как сообщил анонимный американский чиновник агентству The Associated Press, многие западные дипломаты опасаются, что российское предложение о прекращении огня 1 марта — это лишь «дымовая завеса».
США считают, что за оставшиеся дни февраля сирийская армия Асада вполне может взять Алеппо. А это означает, что прозападная сирийская оппозиция потеряет все позиции на женевских переговорах. «Запад оказался заложником путинской стратегии в Сирии», — изящно сформулировали этот расклад сил журналисты из британской The Financial Times.
Россия вступила в конфликт в Сирии силами своих Военно-космических сил в сентябре 2015 года, к этому времени конфликт в этой стране уже шел несколько лет и принял международный масштаб. Минобороны России заявило с самого начала, что не планирует вести наземную операцию и будет действовать только для поддержки сирийских военных.
Российские военные эксперты отмечали, что Россия не сможет долго вести военные действия, не прибегая к наземной операции. По оценкам западных экспертных центров, затраты на сирийскую операцию обходятся России в $2,5 млн в день.
Представители США неоднократно обвиняли российских военных, что самолеты ВКС якобы наносят удары не столько по боевикам ИГ, сколько по представителям различных групп «умеренной оппозиции», которую поддерживают США, западные страны, а также Турция и Саудовская Аравия. Россия парировала: отечественные дипломаты предлагали Западу согласовать единый список террористических групп и целей, которые в Сирии бомбить можно всем. США от предложения отказались. Ранее Сергей Лавров заявлял, что в Мюнхене Россия вновь предложит согласовать этот список.
Ограниченное перемирие
Глава Госдепа США Джон Керри заявил, что бомбардировки Алеппо российскими военными угрожают мирным жителям, которые находятся в этом городе. В том же духе прозвучало и заявление Управления ООН по координации гуманитарных вопросов от 9 февраля. В нем утверждалось: осада сирийского города Алеппо войсками, лояльными президенту Сирии Башару Асаду, чревата резким увеличением потока беженцев.
По этим данным, если бои не прекратятся, из 2 млн населения города без крова окажутся от 100 тыс. до 150 тыс. человек. Еще 300 тыс. человек окажутся отрезанными от гуманитарной помощи, которая сегодня идет в Алеппо со стороны турецкой границы. Российское Минобороны в свою очередь неоднократно опровергало данные о нанесении ударов по районам размещения мирных жителей.
На данный момент Вашингтон требует немедленного прекращения бомбардировок. Однако это требование выглядит практически невыполнимым. Если с режимом прекращения огня согласятся поддерживаемые Западом повстанцы и силы американской коалиции, это развяжет руки откровенно террористическим организациям, которые исключены из переговорного процесса в Женеве и никому не подчиняются.
Помимо «Исламского государства» в Сирии активно действует «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России), террористическая организация, связанная с «Аль-Каидой» (все они запрещены в РФ). Именно против этой, третьей силы сирийского конфликта изначально нацелены авиаудары России и западных партнеров.
Cтарший научный сотрудник Центра изучения общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН Владимир Ахмедов считает, что заявление замглавы МИДа о прекращении боевых действий выражает определенное давление на сирийский режим.
Россия, утверждает эксперт, дает понять сирийским властям, что она является главной гарантией его военных успехов: «Баланс сил изменился и сравнялся в пользу Башара Асада, но заслуга в этом войск Асада минимальна», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».
По его мнению, Россия демонстрирует действующему президенту Сирии, что для нее важно не продолжение военных действий, а дальнейшие мирные переговоры. Для этого Асад должен обеспечить улучшение гуманитарной ситуации. Ахмедов, много раз бывавший в Алеппо, считает, что взять город очень трудно — внутри него выстроена целая система подземных ходов. «Это фактически город в городе», — говорит эксперт.
«Если мы продолжим военные действия, это может вызвать реакцию Турции, которая настроена решительно, а граница рядом», — считает Ахмедов. Положение осложняется и тем, что в Алеппо находятся представители военизированных исламских группировок, которые США и их союзники включили в переговорный процесс, несмотря на нежелание России.
Война подождет
«Прекращение огня поможет дипломатии в то время, когда трения и взаимные угрозы могут перевести сирийский конфликт в более опасную стадию», — рассказал «Газете.Ru» ведущий аналитик вашингтонского центра Gulf State Analytics Теодор Карасик.
«На дипломатическом уровне всем участникам конфликта нужна передышка, учитывая угрозу наземной операции со стороны иностранных государств. Для России это предложение запускает дипломатический мотор, страна может донести свое предложение для всех сторон, кроме экстремистов», — считает эксперт.
Карасик предположил, что тема прекращения огня обсуждалась президентом России Владимиром Путиным во время встреч с главами государств Персидского залива: королем Бахрейна и эмиром Катара. Последнее государство активно поддерживает повстанческие группы в Сирии.
С ним солидарен и Вениамин Попов. По его мнению, Россия играет роль посредника между аравийскими монархиями и их главным конкурентом в регионе — Ираном. «Разговоры о перемирии отражают также сближение позиций Эр-Рияда и Тегерана», — заявил «Газете.Ru» эксперт.
Это может означать, что региональные державы, включая Турцию, Саудовскую Аравию и ОАЭ, которые уже заявили о готовности ввести в Сирию войска, готовы, по крайней мере, дождаться результата переговоров между Россией и Западом.