На последней сессии севастопольского заксобрания, которая была во вторник, Алексей Чалый сообщил, что покидает пост спикера. По его словам, «в целом работа власти неудовлетворительна» и «за это кто-то должен нести ответственность». «По моему разумению, — сказал Чалый, — прежде всего за это должен нести ответственность тот человек, который возглавлял список партии, декларировавшей такие цели, то есть я». В градостроении, городском хозяйстве и экономике, по его словам, «мы едва-едва достигли каких-то подвижек».
«Уже необратима ситуация с получением статуса исторического поселения федерального значения, — считает Чалый. — Приняты законы, которые регулируют основные отношения в этой сфере, хотя до исполнения этих законов еще далеко, и мы из опыта, который у нас есть, знаем, что зачастую принятие законов совершенно не означает то, что они будут исполняться. Тем более в ситуации, когда совершенно открыто существуют структуры, в которых высокие чиновники вместе с достаточно одиозными застройщиками представлены вместе.
Сделано техническое задание на генплан, сделано 20 проектов к ТЗ на генплан. В этом плане наш опыт оказался самым передовым в России. Его копируют даже некоторые регионы.
Все это передано в правительство. Правительство сумело отстоять в Министерстве экономики соответствующие ассигнования на следующий год. Так что в этом плане тоже есть движение, но это совершенно не означает, что мы получим генплан в соответствии с этими ТЗ. Это вопрос, который нужно дорабатывать до конца».
С экономикой и городским хозяйством ситуация куда хуже, и «даже хуже, чем год назад». «Вы прекрасно видите, что происходит на улицах и что происходит в экономике. То есть, с моей точки зрения, никакого продвижения нет. Более того, с моей точки зрения, ситуация даже хуже, чем год назад, потому что год назад были ресурсы какие-то, люди, на которых возлагались определенные надежды и которые обладали соответствующим профессионализмом. Сегодня эти люди в правительстве уже не работают: Добряков не работает, Шаповалов де-факто не работает. В общем, в этом плане у нас перспектива не самая радужная вырисовывается», — сообщил депутатам Чалый.
Источник в его окружении говорит, что отставка стала неожиданной и для сторонников Чалого, и для его противников.
«Это, скорее всего, спонтанное решение, потому что у Алексея Михайловича много планов и нереализованных задумок осталось, но он человек эмоций, такой у него характер, — поясняет собеседник. — Так же было и в прошлый раз, когда ему предлагали быть губернатором, а он отказался».
«Просто Чалый — честный и искренний человек, к тому же порядочный, а нельзя быть порядочным наполовину — он публично заявлял, что уйдет с поста, если не сможет реализовать задуманное, вот и ушел, — говорит глава «Деловой России» Севастополя и сторонник Чалого Олег Николаев. — Даже полномочий спикера заксобрания не хватило, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки — программа развития Севастополя осталась на бумаге, исполнительная власть ничего не сделала, чтобы она была реализована».
Владимир Гарначук, председатель общественной организации «Чистый берег. Крым», в августе собирал подписи севастопольцев под обращением к Путину, которые потом были переданы в Москву. В нем говорилось, что в Севастополе идет захват земель, в том числе заповедников, подписываются сомнительные инвестконтракты, информация о которых тщательно скрывается.
Севастопольцы просили срочно вмешаться в ситуацию федеральные власти и не допустить дальнейшего беззакония, под этим обращением подписались тогда 22 тыс. жителей города.
Тогда же и произошла громкая перепалка между Чалым и Меняйло, губернатором Севастополя. Примирять их и гасить конфликт пришлось тогда секретарю генсовета ЕР Сергею Неверову. После вмешательства Кремля спор перешел в «тлеющую» стадию, но никуда не делся.
«Чалый поступил как настоящий самурай, это благородный поступок, совершенно нетипичный для российской власти, — считает Гарначук. — После нашего обращения работала большая комиссия, которая на 95% подтвердила все, что мы писали. Но конкретных действий не последовало, ситуацию фактически «замылили». Но Чалый не такой человек, чтобы делать вид, будто ничего не происходит, он не будет играть по чужим правилам и работать, когда работать не дают, поэтому и ушел. Я очень надеюсь, что он вернется в политику, потому что такие честные и благородные люди там очень нужны, жители города аплодируют его решению».
Валерий Васюнин, руководитель севастопольской ОПОРы, говорит, что Чалый, по его мнению, просто переоценил свои возможности.
«В заксобрании были в основном его сторонники, что ему мешало принимать и проводить нужные решения, я не понимаю, — удивляется Васюнин. —
Чалый ведет себя как ребенок в песочнице — бросил игрушки, обиделся на всех и ушел. Это несерьезно и безответственно по отношению к жителям, которые его поддерживают.
Все последнее время он был занят в основном тем, что критиковал местные власти и выяснял отношения, а надо было договариваться, искать компромисс, принимать законы, где все это? Он предлагал сделать Севастополь туристическим городом, убрать корабли с набережной, сделать пляжи, построить гостиницы. Таким образом, по его мнению, город перестал бы быть дотационным, как при Украине, и как это было при СССР. Но корабли на набережной — это «визитка» Севастополя, наш город никогда не был курортным и не станет, до такого либерализма никогда не дойдет, потому что прежде всего у нас военная база, необходимая стране».
Информированный источник во властных структурах говорит, что «Чалый не хотел быть государственником и подстраиваться под интересы страны». «Ну какой курорт, кто позволит это сделать, надо же понимать военное положение и ситуацию, — объясняет он. — Конечно, такие его предложения были непроходными с самого начала. Кремль не раз пытался «наставить» его на путь истинный, поскольку его очень высоко ценят. Но Чалый не хотел идти на компромисс и не пытался встроиться в нынешнюю систему. Его просили успокоиться, и не один раз, но не помогло».
Игорь Рябов из Экспертно-консультативного совета при главе Республики Крым считает, что Чалому просто наскучило критиковать исполнительную власть и налаживать с ней отношения.
«Алексей Михайлович очень умный человек, но, к сожалению, слишком эмоциональный и слишком живой для государственного деятеля», — говорит он. Олег Николаев из «Деловой России» возражает: «Как можно договариваться, если тебе сегодня говорят одно, а на следующий день за твоей спиной принимается совершенно другое решение?»
«Это было только его решение, он его ни с кем не согласовывал, — подтверждает другой информированный источник, в ЕР. — Возможно, он рассчитывает стать губернатором Севастополя, на должность Меняйло, его судьба до сих пор под вопросом». Собеседник в правительстве Крыма говорит, что про отставку Меняйло говорят с лета, но «решение пока не принято, возможно, это случится в 2016-м».