Глава СПЧ Михаил Федотов говорит, что очень рад, что Владимир Путин поддержал инициативу СПЧ о «несовместимости мандатов».
«Последняя ротация в совете была в 2012 году, тогда уже к нам пытались попасть и депутаты, и сенаторы, и члены ОП. Мы уже тогда говорили о том, что не надо совмещать мандаты, но нам объяснили, что это было бы дискриминацией по отношению к другим президентским советам, которых много, — рассказывает Федотов. — Главная наша идея в том, что парламентарии занимаются политикой, а мы — развитием гражданского общества и защитой прав человека, а это не политическая деятельность. На встрече с Владимиром Путиным 1 октября я говорил о том, что политика — это искусство возможного, а правозащита — искусство невозможного. Если правозащитник стучит во все двери, что надо объявить амнистию в местах лишения свободы, потому что там люди страдают и вообще есть невинно осужденные, то политик при этом говорит по-другому. «Давайте объявим амнистию, потому что скоро выборы» — вот так говорит политик. И в этом между нами большая разница».
К тому же, убежден Федотов, на одного человека не нужно навешивать слишком много обязанностей, лучше, чтобы он эффективно делал одну работу. Член СПЧ Иван Засурский относится к этой мере положительно. «Думаю, это позволит несколько освежить Совет по правам человека и откроет возможности новым людям, для которых работа в совете будет основной», — говорит Засурский. Сергей Кривенко из СПЧ тоже за перемены в совете.
«Тянуть несколько советов тяжело, — согласен Кривенко. — Идея эта уже давно витала в воздухе, потому что некоторые члены совета из-за загруженности на другой работе появлялись у нас раз в год только на встречах с президентом. Толку от такой работы, мягко говоря, немного».
В «великолепной семерке», которой придется выбрать что-то одно, оказались глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков и два других депутата ЕР Михаил Терентьев и Елена Николаева, члены Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова, Иосиф Дискин, Анатолий Кучерена и Владимир Шапошников.
Пушков, например, уже заявил, что останется работать в парламенте. «Что касается меня, то в силу тех значительных обязанностей, которые на меня возложены как на главу комитета, тех обязательств, которые у меня есть, я намерен остаться в Госдуме 6-го созыва», — сказал он в интервью ТАСС. В указе президента говорится, что на принятие решения им дается два месяца. А потом уже глава СПЧ Михаил Федотов должен предложить новые кандидатуры.
Кроме Пушкова, вряд ли откажутся от депутатских мандатов Михаил Терентьев и Елена Николаева. Также выйдет из СПЧ Елена Тополева-Солдунова и, вероятно, Анатолий Кучерена. Елена Тополева-Солдунова говорит, что расстроена тем, что теперь ей придется выбирать из двух должностей. «Это сложный выбор — ведь, когда я соглашалась на участие в этих проектах, я нигде не хотела просто числиться», — говорит она. Тополева-Солдунова уже решила для себя, что останется работать в Общественной палате.
«Моя профессиональная специализация и личный интерес лежат в сфере социально ориентированных НКО, и сегодня эта тема в основном перекочевала в Общественную палату, — рассказывает она. — И если придется выбирать, то я выберу Общественную палату». Тополева-Солдунова признает, что СПЧ обладает важным ресурсом — возможностью раз в год встретиться с президентом, однако отмечает, что у представителей Общественной палаты сегодня есть возможность участвовать в рабочей группе по социальным некоммерческим организациям под руководством первого замглавы администрации Вячеслава Володина. В связи с этим она надеется, что «каналов связи не станет меньше».
Известный адвокат Анатолий Кучерена, защищавший Тамару Рохлину и Эдварда Сноудена, пока еще не решил, что покинет — СПЧ или ОП, но скорее все же останется в ОП.
«Я стоял у истоков Общественной палаты и всегда вел там и сейчас веду много проектов, — говорит Кучерена. — В рамках ОП мы и Пикалево занимались, и «Речником», и Бутово, и делом Сычева. И такие дела я могу вести и в рамках СПЧ, и в рамках ОП. Но если теперь придется выбирать, наверное, останусь в ОП, хотя окончательного решения я еще не принял. В целом это нужное решение — дублирование функций одними и теми же людьми ни к чему. Мне, например, много статусов не нужно».
Совет по правам человека при президенте был основан в 2004 году при президенте Владимире Путине, и отношение к нему остается достаточно противоречивым. Есть мнение, что он не обладает серьезным политическим весом для того, чтобы заметно воздействовать на власть. Однако при президентстве Дмитрия Медведева совет приобрел гораздо большее влияние. В 2011 году Советом по правам человека была создана рабочая группа по расследованию гибели юриста Сергея Магнитского в СИЗО «Матросская Тишина». Комиссия под руководством правозащитника Валерия Борщева издала по данным своего расследования 100-страничный доклад, где подробно анализировались обстоятельства гибели юриста. В нем говорилось, что смерть Магнитского наступила в результате применения к нему пыток. Совет добился принятия ряда важных законопроектов: например, получения гражданства в упрощенном порядке, а также поправок, позволяющих получить прибавку к пенсии ряду групп инвалидов. Во времена руководства СПЧ Эллой Памфиловой совет подвергался атаке прокремлевского движения «Наши», когда Памфилову вместе с другими правозащитниками и деятелями оппозиции изображали в касках с нацистской символикой.