В понедельник глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин и член комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин внесли законопроект, согласно которому у адвоката при допуске к подзащитному на свидание нельзя будет требовать каких-то дополнительных документов помимо ордера на предоставление юридических услуг и удостоверения.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что он устраняет «юридические коллизии», в результате которых на практике подозреваемые и обвиняемые встречают отказ в допуске к ним адвокатов. По мнению инициаторов законопроекта, это нарушает конституционные права граждан и способствует созданию условий для злоупотребления процессуальными полномочиями.
Автор инициативы Рафаэль Марданшин поясняет: в нынешнем УПК в статье 53 указывается, что защитник имеет право на свидания с обвиняемым только после «допуска к участию в уголовном деле»: «Это периодически трактуют так, что адвокат должен получить допуск со стороны следователя».
Депутат подчеркивает, что Конституционный суд высказывался на данную тему еще в 2001 году, однако в последнее время практика недопуска защитников к клиентам под предлогом необходимости получать разрешение следователя на свидание вновь участилась.
В случае принятия законопроекта статью 53 УПК дополнят частью 1.1, в которой будет четко указано, что еще до момента допуска к делу для свидания с клиентом, содержащимся под стражей, адвокату не нужно ничего, кроме ордера и удостоверения.
«Истребование у адвоката иных документов запрещается», — говорится в тексте поправки.
Адвокат Сергей Бадамшин объяснил «Газете.Ru», что подобный порядок и так уже прописан в законах:
«Это такое разъяснение для троечников.
К сожалению, СИЗО, особенно московские, часто злоупотребляют своим положением и требуют дополнительного уведомления от следствия, что адвокат допущен к делу».
Юрист говорит, что если данный законопроект не поможет избежать случаев самоуправства со стороны администраций СИЗО, то тогда вообще непонятно, что делать: «На эту тему уже высказывался и Конституционный суд, и Верховный, но все продолжается».
Адвокат Александр Островский приветствует инициативу депутатов, но считает, что дело не в коллизиях, а в том, что представители ФСИН и следователи прямо не исполняют нормы закона.
По его словам, следователи часто пытаются придержать адвокатов, чтобы успеть «выбить» показания из обвиняемых по делу, а «ФСИН им в этом потакает». К тому же следователь нередко пытается вынудить взятого под стражу человека воспользоваться услугами государственного адвоката. Островский называет такой тип защитников «кивалами»: «Фактически они помогают следователям».
По мнению Островского, для того чтобы переломить ситуацию, достаточно будет нескольких прецедентов, когда начальники СИЗО и следователи будут уволены со своих должностей с «волчьим билетом»:
«Нарушил конституционные права человека, получил увольнение. И не надо никакого законопроекта!»
Проект закона также вносит изменения в ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Согласно им, помимо адвоката правом доступа к содержащемуся под стражей гражданину будут обладать нотариусы. В этом случае от обвиняемого будет требоваться соответствующее ходатайство, а нотариус обязан будет предъявить документы, подтверждающие его полномочия.
По словам Бадамшина, эта инициатива действительно сможет облегчить жизнь многих граждан, находящихся под стражей. Нотариус, например, нужен для того, чтобы оформить согласие на выезд несовершеннолетнего ребенка за границу. «С другой стороны, это может дать возможность для обвиняемого воспользоваться процедурой отчуждения имущества, нажитого преступным путем. Но пусть тогда это мотивирует следователя на то, чтобы быстрее работать, в том числе получать у судов право на арест имущества», — размышляет защитник.