Помимо «Российского движения школьников» при агентстве будет создано государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр». Согласно указу, представители организации будут действовать во всех субъектах РФ и обеспечивать взаимодействие с основным движением.
У объединения также будет свое имущество, полученное от правительства. О создании единой детско-юношеской организации сообщил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров еще в начале октября. По его словам, к Путину обратились все четыре лидера парламентских фракций. «По-видимому, надо будет в федеральном бюджете изыскать средства и на создание такой организации», — заявил тогда Макаров.
О поддержке такой организации сразу заявил и глава Росмолодежи Сергей Поспелов. За день до указа президента в Музее современной истории России прошла дискуссия, посвященная этой теме.
В ходе ее Поспелов, говоря об этой инициативе, заявил, что воспитательная работа, которая ведется в школах и вузах, должна выйти «на новый уровень».
«Государство должно воспитывать детей так, как это нужно государству, и не надо этого стесняться, — сказал Поспелов. — Основным должен быть вопрос перехода на новый уровень. Обучающиеся должны получать новые компетенции, которые дальше будут развиваться в ходе работы. Вот такая у нас идеология».
Росмолодежь представит предложения по исполнению указа в ближайшее время. «Базовый каркас» «Российского движения школьников» должен быть создан к началу 2016 года, тогда же пройдет съезд, на котором будут избраны руководители организации и координационный совет», — рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом создания движения. По его словам, в руководящие органы новой структуры войдут «и педагоги, и общественные деятели, и представители родительского сообщества».
Решение создать организацию, по словам собеседника «Газеты.Ru», было принято после «многочисленных обращений к президенту со стороны депутатского корпуса, лидеров партий, представителей родительского сообщества — Национальной родительской ассоциации и других организаций». «Не у всех родителей есть возможность заниматься детьми во внешкольное время. Нужна общественная организация, которая обеспечила бы единый подход в методологии внеклассного образования», — подчеркивает источник.
На вопрос «Газеты.Ru», будут ли ячейки «Российского движения школьников» в каждой школе, как это было с пионерской организацией, собеседник заявил, что пока никаких решений нет, но «было бы здорово, если бы она (организация. — «Газета.Ru») могла дойти до каждой школы».
Упреки в том, что новое движение будет идеологизированным, источник отвергает: «Я не понимаю, что значит «идеология»? Эта организация про страну, про помощь школе в воспитании своих граждан. Разве это плохо?»
Министр образования Дмитрий Ливанов тоже считает, что «российское движение школьников будет иметь очевидный позитивный аспект, играя важнейшую роль в одной из главных задач системы образования — воспитании и социализации учеников». Ливанов назвал инициативу «необходимой», заявив, что его министерство «готово оказать всю необходимую подготовительную и методическую помощь в организации такого движения во всех регионах России». В четверг же появилась новая инициатива Минобразования, тоже связанная с воспитанием детей. По словам директора департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Александра Страдзе, министерство разработало поправки в закон «Об образовании», согласно которым педагогам будет запрещено пропагандировать «идеологию насилия и навязывания чуждых российскому обществу ценностных норм».
«Деятельность учителей должна быть направлена на формирование у обучающихся исторически сложившейся в России системы ценностей и норм поведения, представлений о необходимости отрицания идей терроризма и экстремизма», — заявил Страдзе.
В этот же день появилась новость о том, что три других организации Росмолодежи могут остаться без финансирования на 2016 год — предусмотренных в проекте федерального бюджета средств не хватит на полноценное функционирование Международного молодежного центра, Российского центра молодежного предпринимательства и «Роспатриотцентра», уверяют в ведомстве.
Политолог-историк Алексей Макаркин говорит, что российская идеология в последнее время очень эклектична: «То памятник жертвам ГУЛАГа открывают и останки царской семьи перезахоранивают, то возрождают нормы ГТО и школьное движение. Новая «пионерия» может столкнуться с тем же, с чем молодежные движения в позднесоветское время — формализмом подхода: тогда идейные в комсомоле были экзотикой и воспринимались либо как глупые, либо как циничные».
Макаркин прогнозирует, что вместо коммунистической идеологии власти будут давать детям общепатриотические установки. При этом эксперт сомневается, что через новую «пионерию» можно будет подняться на «социальном лифте», как в этом плане не преуспело и абсолютное большинство активистов прокремлевского молодежного движения «Наши». «И в советское время было тяжело сделать карьеру по комсомольской линии и далеко не все проходили этот путь до обкома партии, а в российских условиях с социальной мобильностью будет еще хуже, — уверен он. — Еще одной проблемой может стать недовольство со стороны школьников, поскольку молодежи сложно будет навязать официозные установки. Родители вряд ли будут возражать — большинство примут конформистскую позицию, чтобы избежать проблем с начальством у детей в школе».
Учитель истории и естествознания Андрей Демидов из негосударственной школы Санкт-Петербурга не сомневается, что возражения и детей, и родителей, конечно же, будут.
«И так идет серьезное закручивание гаек: вводят единые учебники, единую форму, придумывают единую программу классных часов. Есть опасения, что и в новую пионерию будут не совсем добровольно рекрутировать, а на учителей давить, чтобы они принудительно записывали туда детей, — говорит Демидов. — Вообще повсеместно урезают расходы на допобразование, и если у государства есть средства на финансирование этого нового движения, то не лучше бы было поддержать то, что уже есть? Те же спортшколы, турклубы, кружки и многое другое — без всяких новых «прокладок»? Не исключено, впрочем, что движение это номинальное, и власть просто пошла по пути присвоения символов советской эпохи».
«В сегодняшних условиях от создания такой организации я вижу больше вреда, нежели пользы, — говорит учитель географии лицея «Вторая школа» Евгений Перлов. — Эта организация, безусловно, будет идеологизированной — иного смысла в ее создании я просто не вижу. Тинейджеры – это на сегодняшний день единственный не охваченный государством слой населения. А что будет дальше, представить несложно: появится военная форма, потом военная игра типа «Зарницы», а от нее — переход уже не к игре. Человек, который играет в военные игры, очень легко переходит к реальным военным действиям».
Вместо того чтобы создавать аналог пионерии, государство должно было бы действовать по-другому — стимулировать педагогическую деятельность, продолжает Перлов.
«Есть громадные возможности у дополнительного школьного образования. Но нет молодых учителей, которые бы лучше понимали школьников, чем преподаватели старшего поколения. А нет их потому, что сегодня статус учителя ниже плинтуса. В эту профессию просто не идут. И что бы сегодня власти ни говорили про высокую зарплату педагогов — это не соответствует действительности. Чтобы зарабатывать те же 70 тысяч рублей, учитель должен работать на 1,5–2 ставки, из-за чего он быстро вырабатывается. Пока профессиональное качество педагогов снижается, а преподавательский корпус стареет, рассчитывать на положительные изменения не приходится», — констатирует Перлов.
Александр Островский, председатель управляющего совета зеленоградской английской спецшколы №1353, не видит в возрождении пионерии ничего плохого. «Сейчас в школе нет стержня, который бы объединял детей, — говорит он. — Дети отучились, разбежались по кружкам, вместе их ничего не держит. А так они могут научиться выстраивать общественные отношения, у них появятся новые коммуникативные навыки. Нельзя забывать, что свято место пусто не бывает, по-моему, с такой инициативой власти даже немного опоздали — школьников уже активно окучивают различные националисты и сектанты, которых там быть не должно».