Глава Пентагона Эштон Картер накануне встречи министров обороны стран – членов НАТО, которая пройдет в четверг, заявил, что США продолжат обсуждать с Россией вопросы технической безопасности, но об объединении военных стратегий в Сирии речи идти не может. «Мы не соглашались сотрудничать с Россией, поскольку они, как мы уже объясняли, придерживаются ошибочной стратегии», — сказал Картер на встрече с министром обороны Италии Робертой Пинетти.
Генсек альянса Йенс Столтенберг заявил, что ждет от России «конструктивной и партнерской роли в борьбе с ИГИЛ (организация запрещена в России), и еще раз выразил озабоченность тем, что российские военные, по его сведениям, наносят удары по сирийской оппозиции, а не по позициям ИГИЛ (организация запрещена в России как экстремистская).
«Это не так. Мы бьем только по террористам, — отреагировал на слова Столтенберга официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков. Он назвал утверждения «голословными» и добавил, что «американские и другие ВВС уже год наносят удары» и «есть основания полагать, что они далеко не всегда, а точнее, очень часто, бьют не по террористическим целям».
Представители альянса в частных беседах говорят, что пока не понимают, каковы истинные цели российского присутствия в Сирии.
«Даже если согласиться с тем, что есть желание улучшить отношения с Западом и выйти из изоляции, понятной стратегии мы пока не наблюдаем», — говорит один из чиновников альянса.
«Мы сходимся в том, что общая цель — борьба с ИГИЛ, есть общее пересечение, но союза нет», — сказал «Газете.Ru» посол США в НАТО Дуглас Льют, отметив, что дверь для такого союза открыта. По словам Льюта, российское военное присутствие в Сирии «производит впечатление»: «Некоторые военные возможности заставляют сомневаться в том, что оно направлено на защиту (российской военной) базы», — сказал дипломат.
В среду вечером пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объявил, что российские военные начали вести борьбу против террористов ИГИЛ на новом технологическом уровне. В этот день Россия начала ракетные обстрелы ИГИЛ с моря.
В штаб-квартире альянса расценивают отношения с Россией как «тяжелые», однако отмечают, что контакты между Минобороны и альянсом в связи с ситуацией в Сирии возобновились.
За них со стороны альянса отвечает главком объединенными силами НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав. Среди тем, которые поднимались во время недавних контактов между российскими и натовскими военными, была ситуация с российским военным самолетом, который в минувшие выходные нарушил турецкое воздушное пространство. Турецкая сторона ранее сообщила о двух таких случаях, однако Минобороны РФ признало лишь один и объяснило случившееся плохими погодными условиями.
В НАТО не скрывают своего недовольства и напоминают о том, что Турция является полноправным членом альянса. По словам одного из представителей НАТО, Турция имела полное право сбить российский самолет: «Конечно, это привело бы к жесткой дипломатической ситуации», — сказал дипломат, однако возможные военные действия из-за этого он исключил.
Конфликты с НАТО уже налицо, говорит военный эксперт Александр Гольц. Коалиция, которую возглавляют США, однозначно выражает свое неприятие действий России. «Не думаю, что эти противоречия примут какие-то военные формы. При всей любви к умеренной сирийской оппозиции наши западные «партнеры» не будут затевать ради них третью мировую войну», — говорит эксперт.
Военные обеих стран говорят, что находятся в постоянном контакте, чтобы не допустить случайных столкновений с силами коалиции. В то же время военный эксперт Константин Сивков отмечает, что нельзя исключать конфликта, если жертвами российских ударов будут группировки, которых поддерживают США.
Эксперт напомнил, что недавно Пентагон сделал заявление о том, что будет защищать своих клиентов вооруженным путем.
Несмотря на воздушные инциденты, главной ловушки, похоже, удалось избежать. «Россия попросила убрать всех американских инструкторов, и я подозреваю, что это будет сделано», — говорит Гольц. Это позволит избежать случайной гибели представителей коалиции, за которой может последовать серьезная эскалация.
Однако с усилением интенсивности военной операции будет нарастать и количество взаимных обвинений. «Информационная война будет идти по полной программе, особенно если российские самолеты будут участвовать в непосредственной поддержке сил Асада. Такое наступление точно будет сопровождаться большим количеством жертв, и все эти жертвы запишут на Россию. Я бы даже не исключал, что речь может идти о введении новых санкций», — опасается эксперт.
По мнению эксперта, есть и другие угрозы, которые могут повлиять на ход военной операции в Сирии.
Российская база располагается в нескольких десятках километров от зоны боевых действий. Нельзя исключать, что воюющие на территории Сирии группы не попытаются ее атаковать.
«Если это будет сделано достаточно мощными силами, то батальонная тактическая группа, которая осуществляет оборону авиабазы, может не справиться. И тогда появится первая развилка: эвакуация или посылка новых войск, что уже чревато расширением действий за счет наземных операций, а также большим количеством жертв», — говорит военный эксперт Александр Гольц.
По его оценкам, российская батальонная тактическая группа в настоящий момент способна обороняться от сил, не превышающих 5–6 тыс. человек. Причем уровень их вооружения не столь значим. «В таких боях тяжелое вооружение не играет принципиальной роли. Подтащили минометы, накрыли стоянку самолетов, отбежали, затем снова подтащили», — объясняет эксперт.
Минобороны, конечно, должно учитывать такую опасность. «Но война чревата многими неожиданностями, – продолжает Гольц. — И тот, кто посылает войска, никогда не знает, чем все дело закончится. Кеннеди в 1962 году, когда отправлял такие же демонстрационные миссии американских войск во Вьетнам, уж точно не предполагал, что это кончится такой кровью».
На встрече министров стран – членов НАТО будет обсуждаться и ситуация на Украине, которая, как отметил Столтенберг, остается достаточно «хрупкой». Впрочем, он указал на определенный прогресс в процессе политического урегулирования.
В связи с ситуацией в Сирии становится ясным, что украинская повестка хоть и не уходит из поля зрения НАТО, но все-таки уходит на второй план.
В качестве ответа на эти угрозы НАТО собирается провести в этом году учения Trident Juncture Exercise, которые пройдут на южных границах альянса в Португалии, Италии и Испании. В общей сложности в учениях примут участие 36 тыс. военнослужащих из 30 стран альянса.
Учения, подготовку к которым министры обсудят в четверг, станут самыми большими маневрами НАТО с 2002 года. По сценарию учений, военные будут бороться с террористическими группами, которые проникают на территорию Европы с территории Африки.
Представители альянса отмечают, что в связи с этими угрозами важнее становится сотрудничество НАТО с Грузией, где можно ожидать возможных ударов со стороны исламистов из ИГИЛ. «В Грузии озабочены опасностью ИГИЛ, и поэтому мы активно обмениваемся информацией с этой страной», — сказал представитель НАТО «Газете.Ru». Он отметил, что предупреждение потенциальной опасности на Кавказе могло бы быть темой для диалога с Россией, будь отношения между Брюсселем и Москвой получше.