«ФСБ России и Следственным комитетом Российской Федерации пресечена деятельность преступного сообщества, возглавляемого главой Республики Коми Вячеславом Гайзером, его заместителем Алексеем Черновым, а также Александром Зарубиным и Валерием Веселовым», — сообщил в субботу официальный представитель СКР Владимир Маркин.
Преступная группа, уточнил он, действовала с 2006 по 2015 год и совершила преступления, предусмотренные статьями 210 (преступное сообщество) и 159 (мошенничество) Уголовного кодекса РФ.
Деятельность этого преступного сообщества носила межрегиональный характер, группировка была законспирирована и имела систему защиты от органов правосудия, добавил спикер СК.
Рано утром следственные действия проводились в Госсовете Коми. Люди в штатском находились и в здании региональной администрации. На звонки «Газеты.Ru» в субботу телефон пресс-службы губернатора не отвечал.
Главу Коми Вячеслава Гайзера задержали в Москве, откуда он собирался вылететь в отпуск за рубеж, сообщил источник «Интерфакса», а спикера республиканского парламента Игоря Ковзеля — в Санкт-Петербурге. Также задержаны заместитель главы Коми Константин Ромаданов, член Совета Федерации и бывший депутат Госдумы РФ от Коми Евгений Самойлов и Павел Морущак, отвечавший в правительстве Коми за работу информационного отдела.
Всего в рамках уголовного дела в отношении Гайзера задержаны 19 человек.
«Еще пара сотен человек в республике с ужасом гадает, не он ли следующий, — говорит информированный собеседник в Сыктывкаре. —
На выходные наши боссы часто улетают в столицы и на моря, неудивительно, что практически всех их брали в других регионах, а не дома. А тут и повод у них был погулять — выборы успешно провели, так чего ж дома оставаться?»
13 сентября в Коми прошли выборы в региональное заксобрание. Гайзер возглавлял список «Единой России», которая получила по итогам кампании 58% голосов.
48-летний Вячеслав Гайзер — член высшего совета партии «Единая Россия». С 2003 года был министром финансов региона, в 2010-м стал главой республики. Буквально в прошлом году Гайзер успешно переизбрался на губернаторский пост, набрав 78,97% голосов.
В июне близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) представил новый выпуск эффективности губернаторов. В нем Гайзер вошел в пятерку самых эффективных глав регионов, поднявшись в рейтинге сразу на две позиции.
Источник, близкий к Кремлю, напротив, характеризует Гайзера как «тихого середнячка, не замеченного ни в провалах, которые бы обсуждались публично, ни в особых успехах»: «Он старался не высовываться. По степени эффективности я бы поставил его на тридцатые места в рейтинге губернаторов». Источник отмечает, что, судя по тому, какой депрессивный вид имеет столица региона, город Сыктывкар, «сложно сказать, что Гайзер эффективно использовал финансовые ресурсы, имеющиеся в бюджете республики»: «А ресурсы там были неплохие».
Секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов уже публично сообщил, что согласно уставу партии членство в партии автоматически приостанавливается в случае возбуждения уголовного дела, а глава ФоРГО Константин Костин выступил с заявлением о том, что никакие рейтинги не остановят власть в деле борьбы с коррупцией.
«На самом деле борьба с коррупцией у нас серьезная идет: осужден мэр Воркуты, мэр Печоры сидит, мэр Ухты, мэр Сыктывкара ждет приговора, а сколько мэров районов посадили — так что это все не с бухты-барахты, — говорит информированный собеседник в правоохранительных органах Республики Коми. — Хорошая банда тем и отличается, что в ней все четко организовано и принимаются соответствующие меры предосторожности. У нас знаменитая воркутинская банда была, про нее все 20 лет знали, но подобраться к ним не могли, не за что было ухватить. Как только появились доказательства, тут же пошли аресты. Вот и здесь с губернатором то же самое — да, знали, да, говорили и писали, но доказухи не было. А теперь она есть, поэтому и принимаем меры».
У внутриполитического блока Кремля не было информации о коррупционных делишках Гайзера, в свою очередь, утверждает источник, знакомый с ситуацией: «На него поступали жалобы от чиновников, отстраненных от должностей, которые говорили, что Гайзер – неэффективный руководитель, случайный человек на губернаторском посту. Но в этих жалобах не приводилось никаких фактов. А уж про то, в чем его обвиняют сейчас, вообще не было ни слова. Иначе эти материалы немедленно были бы переданы правоохранительным органам», — уверяет собеседник «Газеты.Ru».
По словам политолога Николая Миронова, в Коми все это время существовали две основные группы элит. Первая была консолидирована вокруг Гайзера. Среди влиятельных лиц, входивших в эту группу, можно отметить замгубернатора Чернова и бизнесмена Зарубина, которые сейчас арестованы. Эта группа консолидировала все местные элиты, а в финансовом поле ее интересы были расположены в сфере энергетической и добывающей промышленности.
На федеральном уровне группа плотно контактировала с главой группы компаний «Ренова» Виктором Вексельбергом, поскольку задержанный предприниматель Александр Зарубин в свое время был одним из топ-менеджеров компании.
В свою очередь «Ренова» выпустила в воскресенье пресс-релиз, в котором сообщила, что Александр Зарубин уже более шести лет не имеет отношения к группе компаний «Ренова». Он покинул ее в 2009 году с должности гендиректора АНО «Институт корпоративного развития».
На региональном уровне, продолжает Миронов, группе Гайзера были подконтрольны отделения партии «Единая Россия», региональная власть и власть города Сыктывкара, также группу связывали хорошие отношения с региональными силовиками.
Вторая группа объединяет многочисленные разрозненные республиканские элиты. Общим для нее является то, что она отражает интересы крупного бизнеса, заинтересованного в продвижении собственных политических позиций.
Миронов говорит, что добро на подобные масштабные акции силовиков дает президент как арбитр в элитных конфликтах.
«Теперь баланс элитных раскладов в регионе изменится, произойдет перераспределение влияния и ресурсов. Однако есть основания считать, что история эта не региональная, а, скорее, федеральная.
Она отражает борьбу федеральных кланов и может быть продолжением других историй, происходивших вокруг фигуры Вексельберга, например сколковского дела. Отсюда и срочное задержание в Москве, чтобы допросы велись не местными, а московским правоохранителями. Это и внезапность ареста и обысков, что позволит собрать больше нужной информации — и не только на Гайзера и его людей», — рассуждает Миронов.
По его словам, в то же время это дело, конечно, будет использовано для создания пропагандистского эффекта — показать, что власть борется с коррупцией. «Подобные «сообщества» есть и в других регионах, но если клановая ситуация стабильна и есть поддержка, то на поверхность это не выходит», — утверждает политолог.
«Обойма обоймой, а адекватность адекватностью. Забронзовел. Утратил чутье и чувство меры, — характеризует Гайзера политолог Константин Калачев. — Не спасают от внимания Следственного комитета высокие места в губернаторских рейтингах. Неприкосновенных нет».
По словам Калачева, еще после ареста губернатора Сахалина Александра Хорошавина было ясно, что борьба с коррупцией затронет и других.
Параллели с делом Хорошавина действительно напрашиваются. Как и после ареста главы Сахалина, в случае с Гайзером следователи быстро опубликовали видео изъятия сейфа с деньгами и коллекцией дорогих часов в рабочем кабинете главы республики. При этом сообщив, что «стоимость только одной пары часов составляет порядка миллиона долларов». Кроме того, в кабинете губернатора были обнаружены документы на офшорные компании на Кипре и Сейшелах и проект по приобретению самолетов Bombardier и Hawke.
Любопытна и другая деталь. Задержанный по делу Гайзера бывший сенатор от Коми Евгений Самойлов занимал разные руководящие должности в оборонном холдинге «Ленинец», принадлежащем семье губернатора Псковской области Андрея Турчака. Управляющего питерским заводом «Ленинец» Александра Горбунова связывают с делом о нападении на журналиста Олега Кашина.
Журналист из Коми Сергей Сорокин много писал о деятельности команды Гайзера и Зарубина в местных СМИ.
По его словам, о существовании преступной группировки в Коми, тесно связанной с региональными элитами, было известно на протяжении последних 15 лет, однако атака на нее со стороны федералов стала для всех неожиданностью.
«В республике действовала грандиозная преступная группировка «Ифы-Козлова» наподобие «кущевских» на Кубани. Они полностью контролировали торговлю и крупные предприятия Воркуты, занимались заказными убийствами по всей стране, совершали убийства. Ранее было арестовано несколько десятков людей по этому делу, — утверждает Сорокин в беседе с «Газетой.Ru». — По моим данным, о существовании банды было известно руководству республики».
Сорокин говорит, что прямых доказательств о связи бандитов с руководством республики нет, но они якобы могли быть связаны с региональной верхушкой по «выборным делам».
По утверждению Сорокина, проблем расследованию на региональном уровне добавляло то, что руководители местных силовых структур были тесно связаны с республиканскими властями.
«Зарубин был какое-то время в Коми главным советником бывшего губернатора Торлопова. Он много сделал для его прихода к власти, также, как и для прихода к власти Гайзера. Гайзер и его зам Чернов, — это люди Зарубина, он их привел, и это точно можно сказать», — говорит Сорокин.
Интригой остается, кто примет регион в наследство. По наблюдениям Сорокина, местное политическое поле зачищено и наиболее возможный вариант — это «варяг» из другого региона.
«Когда Гайзер выдвигался на выборы, называлась фигура Игоря Васильева, однокурсника Владимира Путина по ЛГУ. Он бывший эфэсбэшник и был сенатором от Коми», — говорит Сорокин.
«Кого поставят на регион — вот это самое интересное... Сахалин-2 (после ареста сахалинского губернатора в регион направили «варяга» — главу Амурской области Олега Кожемяко. — «Газета.Ru»). Небольшое население, много ресурсов, много интересов. Чья верх возьмет? Не знаю», — говорит политолог Калачев.
Гайзер пока не отстранен от должности губернатора, но вряд ли стоит сомневаться, что соответствующее решение – вопрос ближайшего времени.
С огромной долей вероятности можно прогнозировать, что президент Путин отправит его в отставку с формулировкой «в связи с утратой доверия». За последние полтора года со столь жесткой формулировкой были уволены три губернатора.
17 марта 2014 года «в связи с утратой доверия» был отстранен от должности глава Новосибирской области Василий Юрченко. Он стал первым за несколько лет губернатором, которого лишили поста не «по-тихому», а подвергли публичной порке.
В сентябре этого же года следователи СК предъявили Юрченко обвинение в превышении полномочий и взяли с него подписку о невыезде.
Спустя всего полгода, 9 сентября 2014-го, по утрате доверия президент отставил еще одного главу региона: губернатора Брянской области Николая Денина.
Позже СК предъявил ему обвинение в злоупотреблении полномочиями. По версии следствия, в декабре 2011 года и январе 2012-го Денин, «действуя из корыстных побуждений», подписал распоряжение о выделении из резервного фонда области более 21,8 млн руб. для нужд подконтрольной его семье коммерческой организации ОАО «Снежка».
Самым же громким до истории с Гайзером делом стал арест главы Сахалинской области Александра Хорошавина. 4 марта он был задержан во время подписания контракта. Ему инкриминировали получение взятки в размере $5,6 млн от руководителя «Энергостроя», главы Тихоокеанского Внешторгбанка Николая Крана, при заключении госконтракта на строительство одного из блоков Южно-Сахалинской ТЭЦ.
В этот же день Хорошавина доставили в Москву, после чего решением Басманного суда он и его помощник Андрей Икрамов были помещены под арест. В ходе обыска по месту жительства у Хорошавина изъяли 1 млрд руб. наличными. В его московской квартире, где также прошел обыск, следователи в числе прочего обнаружили ручку стоимостью 36 млн руб.
25 марта Владимир Путин снял Хорошавина с должности с формулировкой «в связи с утратой доверия».