Источники в американском разведывательном сообществе рассказали телеканалу ABC, что зафиксировали российскую военную технику в международном аэропорту имени Асада. Кроме того, сообщается о приходе двух транспортных судов, нагруженных танками, в порт Тартус, где находится военная база РФ.
Один из собеседников на условиях анонимности рассказал журналистам, что в расположении российской базы создаются казармы, в которых могут находиться «сотни военных».
В свою очередь, неназванный представитель американской администрации заявил, что в стране находятся российские морские пехотинцы, однако их роль, скорее всего, сводится к охране прибывающих грузов.
Российские военные не скрывают своего присутствия в Сирии. На этой неделе в социальных сетях несколько военнослужащих опубликовали фотографии, подписи под которыми свидетельствуют о том, что они находятся именно в этой ближневосточной стране.
Глава НАТО Йенс Столтенберг заявил в среду, что присутствие российских военных в Сирии «является поводом для беспокойства». По его словам, подобные действия Москвы «не помогают разрешению конфликта»: «Я думаю, что очень важно найти политическое решение конфликта в Сирии», — сказал генсек альянса.
НАТО не участвует в борьбе с ИГИЛ (организация запрещена в России), однако бомбардировки исламистов с воздуха ведут отдельные члены альянса: Великобритания и Франция вместе с США. Все эти страны враждебно относятся к Башару Асаду, считая его виновным в развязывании гражданской войны в Сирии. Отряды сирийской оппозиции, которым помогает Запад, также ведут борьбу с силами Асада, однако в последнее время переключились и на борьбу с радикальными исламистами.
Представители американской администрации выразили во вторник опасения, что наращивание военного влияния России в Сирии может привести к эскалации конфликта с силами, которые ведут борьбу против исламистов из ИГИЛ (организация, официально запрещенная в России. — «Газета.Ru»).
Российская сторона не скрывает, что оказывает помощь Сирии. Как заявил в четверг пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Москва считает сирийскую армию единственной силой, способной противостоять террористам из ИГИЛ: «И поэтому, естественно, Россия видит задачу в том, чтобы оказывать поддержку сирийским властям по борьбе вот с этим опасным явлением, таким, как так называемое «Исламское государство», — цитирует Пескова РИА «Новости».
Также пресс-секретарь сообщил, что в ходе своего выступления на сессии Генассамблеи ООН Путин «с большой вероятностью» будет говорить о ситуации в Сирии и борьбе с ИГИЛ.
В четверг российские военные заявили, что в районе порта Тартус начинаются учения ВМФ России, которые продлятся до 17 сентября. Их цель, по данным ВМФ, отработка группировкой российских кораблей последовательного алгоритма действий, а также противовоздушная и противолодочная оборона корабельных групп и отдельных единиц «при возможном начале боевых действий в районах их нахождения». «Особое внимание уделено защите от подводных диверсантов», — сказали в ВМФ.
Один из офицеров ВМФ, часто бывающий в Сирии, подтвердил «Газете.Ru», что в настоящее время происходит укрепление базы военно-морского флота в Тартусе, которая была основана в 1970-е годы как пункт материально-технического обеспечения.
Собеседник «Газеты.Ru» отметил, что на объект «потихоньку» завозится новое техническое оборудование, и это позволит превратить его в полноценную морскую базу. В случае необходимости, по его словам, в Тартус из Севастополя может быть переброшена десантно-штурмовая бригада. При этом ни о каком участии в боевых действиях речи не идет, подчеркивает наш собеседник.
Источник также рассказал, что задача российских военных, возможно, будет состоять в оказании помощи сирийским коллегам, подготовку которых он оценил как «аховую»: «У них нет идеи сражаться «за Родину, за Асада». Типичный сирийский солдат мыслит так: пока война не прошла через его дом, он остается пассивным».
Кроме этого, как на условиях анонимности рассказали «Газете.Ru» двое российских военных, работающих в Сирии, наши специалисты помогают сирийцам в обслуживании комплексов ПВО, которые были поставлены в эту страну еще в советское время. На вооружении сирийских военных находятся зенитно-ракетные комплексы «Бук-М2Э» и «Панцирь-С1», а также устаревшая передвижная станция П-18, предназначенная для обнаружения и сопровождения воздушных целей.
У ИГИЛ авиации нет, однако, как отмечает редактор «Вестника ПВО» Саид Аминов, сирийские военные должны следить за самолетами коалиции и арабских стран, которые уничтожают с воздуха отряды исламистов, при этом осуществляя бомбардировки сирийской территории.
Усиление российской группировки в Сирии может быть нужно для того, чтобы продемонстрировать США серьезность намерений России в поддержке режима Асада, считает эксперт-ближневосточник Теодор Карасик.
Пока, по его словам, ситуация выглядит так, что россияне будут ограничиваться оказанием помощи сирийской армии: «Полноценная же операция против ИГИЛ может произойти позже уже совместно с другими арабскими государствами», — сказал эксперт, напомнив, что Путин недавно обсуждал тему Сирии с лидерами Саудовской Аравии, Египта и Иордании в Москве.