В четверг ЦИК рассматривал жалобу партии ПАРНАС на отказ в регистрации ее списка на выборах в заксобрания Костромской и Магаданской областей.
Часть подписей избирателей в магаданском списке ранее были признаны «нарисованными». Лидер списка Георгий Албуров заявил, что у партии есть нотариальное подтверждение на 9 из 19 автографов, которые графолог забраковал.
Член ЦИК от КПРФ Евгений Колюшин откровенно сказал, что «если вы претендуете на статус оппозиционной партии, против вас будут применяться технологии». Примером такой технологии, видимо, стала история с «подкупом избирателей», которая послужила одним из оснований для снятия магаданского списка: сборщик подписей ПАРНАС якобы дал троим подписантам по 100 рублей. Албуров утверждал, что сборщик пропал, «суд над ним был без нашего ведома, и непонятно, заранее его заслали или потом напугали». В итоге глава ЦИК Владимир Чуров согласился с тем, что «технология магаданского избиркома» недопустима, и отменил эту претензию.
Но для спасения списка этой уступки не хватило. ЦИК предложил ПАРНАС в Магадане отказать.
«Пусть простит Кострома, но в Магадане у ПАРНАС самые лучшие подписи!» — воскликнул юрист Дмитрий Крайнев. «То есть предлагаете и в Костроме вас снять...» — парировал Чуров. Под занавес глава ЦИК пожелал магаданской комиссии, для которой заседание по видеосвязи проходило поздним вечером, «спокойной ночи».
Не менее интересно рассматривалась и костромская история, где интрига держалась до последнего.
Представители костромского облизбиркома оправдывались перед членами ЦИК, что, когда принимали решение об отказе в регистрации, делали это в спешке — якобы возражения от оппозиции пришли слишком поздно.
ЦИК по результатам обсуждения вернул ПАРНАС 83 ранее забракованные подписи, при том что партии не хватало для регистрации 77. Таким образом, с большой долей вероятности можно утверждать, что оппозицию допустят к выборам. Правда, формально вопрос вновь должен рассмотреть костромской облизбирком.
Сигналы о том, что ЦИК восстановит костромской список ПАРНАС, появлялись ранее. Во вторник стало известно, что первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин провел трехчасовую встречу с членами президентского Совета по правам человека, на которой не исключил регистрации оппозиции на выборах.
В среду эта тема поднималась и на встрече Володина с политологами. По словам присутствовавшего на ней главы Политической экспертной группы Константина Калачева, чиновник отметил, что серьезнее всего к сбору подписей ПАРНАС подошла в Костроме.
Костромской избирком после проверки всех полученных от демократов 3009 подписей отказался засчитать 352 — это действительно наименьший процент брака (11,6%) в сравнении с другими регионами, где выдвигалась команда Навального и его союзников.
По словам Володина, пересказывает политолог, руководитель костромского штаба партии даже предпринял усилия, чтобы самостоятельно получить доступ к базам данных и пробить подписи на достоверность, что хоть и противозаконно, но демонстрирует нацеленность на результат.
Как уже писала «Газета.Ru», главу костромского штаба Андрея Пивоварова ранее арестовали за сверку подписей с полицейскими базами данных – в оппозиции считают преследование политическим.
ПАРНАС отдают «гол престижа»
Источники, близкие к администрации президента, ранее рассказывали «Газете.Ru», что федеральный центр «сигнализировал» регионам, в которых намеревались выдвинуться представители ПАРНАС, не допускать оппозицию к кампании. Шансы демократов на прохождение в заксобрания при этом оценивались как крайне низкие, однако федеральный центр, по выражению одного из собеседников «Газеты.Ru», на всякий случай решил не рисковать. Еще один источник, знакомый с ситуацией, утверждает, что подписи, собранные оппозицией, и впрямь были некачественные, в том числе благодаря стараниям «токсичных сборщиков», поэтому избиркомы не регистрировали их, так сказать, с чистой совестью.
Впрочем, признает собеседник «Газеты.Ru», собрать идеальные автографы невозможно, и если есть желание отказать той или иной партии в регистрации, то всегда найдется, к чему придраться.
«Решение ЦИК по Костроме — результат общественного давления, которое было оказано на власть после снятия оппозиции в регионах, — написал в фейсбуке лидер костромского списка ПАРНАС Илья Яшин. — Голодовка наших товарищей в Новосибирске, акции протеста, массовое возмущение наших сторонников и даже нейтрально настроенных граждан — все это в итоге образовало критическую массу и позволило нам прорваться на выборы, несмотря на зашкаливающее давление властей».
Тот факт, что теперь власть решила частично отыграть назад, допустив ПАРНАС к выборам в одном регионе, свидетельствует о том, что «сначала хотели посмотреть, что получится, отжали до упора, потом поняли, что картина выходит черно-белой, и передумали. Решили, что пусть ПАРНАС хоть гол престижа забьет», — рассуждает источник, близкий к Кремлю.
«В естественных науках есть такое понятие «точка равновесия». Решение по костромскому списку ПАРНАС и возможное положительное решение Верховного суда по жалобе Олега Денисенко (кандидат в губернаторы Омской области от КПРФ, которому отказали в регистрации. – «Газета.Ru») – это и есть та самая точка равновесия, как она видится сегодня из администрации президента», — считает политолог Леонид Давыдов.
Между тем в четверг стало известно, что подразделение СК по Новосибирской области возбудило уголовное дело по ст. 142 (фальсификация избирательных документов). Согласно данным следствия, неустановленными лицами из числа представителей ПАРНАС были сфальсифицированы избирательные документы для выдвижения областного списка кандидатов в депутаты заксобрания Новосибирской области.
В конце июля стало известно, что бывший сборщик подписей ПАРНАС Виктор Никифоров написал в СК заявление о том, что оппозиция не доплатила ему 7,5 тыс. руб. Представители ПАРНАС ранее поймали Никифорова на подделке подписных листов и обратились в связи с этим в правоохранительные органы.
Дело о фальсификации избирательных документов — второе уголовное дело против оппозиции за последние два дня.
В среду появилась информация, что главе новосибирского штаба коалиции Леониду Волкову вменяется воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста: он якобы разбил микрофон журналиста одной из телекомпаний.