Как заявил на коллегии глава Минобороны, «в плановом порядке проводится перевооружение воинских частей Восточного военного округа, дислоцированных на Курильских островах». По словам Шойгу, до конца года на островах будут построены современные военные городки для находящихся на островах подразделений.
«Городки будут построены по утвержденным типовым проектам, что позволяет существенно снизить затраты на проектирование и кардинальным образом повлиять на безопасность строительства в сейсмоопасной зоне», — отметил министр.
Активное переоснащение воинской группировки на островах началось во время президентства Дмитрия Медведева.
Костяк группировки — 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия, которая входит в состав Восточного военного округа. Группировка России на Курильских островах насчитывает 3,5 тыс. военнослужащих. В составе группировки танки Т-80 и комплексы «Бук» М-1, однако главное значение для России имеет все-таки база подводных лодок. Они контролируют возможное появление иностранных подлодок в Охотском море.
Российское руководство активизировало интерес к Курильским островам, которые в ближайшее время собирается посетить премьер-министр Дмитрий Медведев. Он заявил в четверг, что на островах может быть создана территория опережающего развития. По его словам, объем финансирования составляет 70 миллиардов на 10-летний период.
Возможную поездку Дмитрия Медведева на острова уже негативно восприняли в руководстве Японии. Глава японского МИДа Фумио Кисида направил телеграмму российскому премьеру с просьбой отменить поездку на острова, отметив, что она «ранит чувства японских граждан», цитирует ее ТАСС. Японские власти негативно воспринимают любую поездку российских государственных деятелей на острова, считая, что они принадлежат Японии. Среди японских политических сил — от консерваторов до коммунистов — существует консенсус по этому вопросу.
Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов говорит, что японская сторона внимательно следит за активностью России на островах.
«Россия в последнее время уделяет все больше внимания Курилам, и это настораживает японцев», — говорит Кистанов. По словам эксперта, японская сторона воспринимает это как сигнал, что Россия демонстрирует, что не настроена на диалог по островам.
Японская сторона в последнее время пытается активизировать диалог о принадлежности островов, надеясь поднять этот вопрос во время официального визита Владимира Путина, который должен состояться в конце года. Ранее пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что дата визита будет согласована во время встречи главы МИДа Сергея Лаврова и его японского коллеги Фумио Кисиды, которая состоится в конце августа. Российская сторона неоднократно заявляла, что не отказывается обсуждать вопрос островов с Японией, однако сделает это уже после подписания мирного договора с этой страной.
В случае его подписания на основании советско-японской декларации Японии могут быть переданы два острова — Шикотан и Хабомаи, однако японская сторона настаивает на передаче всех островов. Как отмечает независимый военный эксперт Прохор Тебин, даже передача двух островов «не выгодна для России ни с точки зрения экономики, ни с точки зрения безопасности».
По словам Кистанова, проблема Курильских островов обсуждалась президентом СССР Михаилом Горбачевым, а также президентами России Борисом Ельциным и Владимиром Путиным, но никакого сближения позиций не произошло.
«Японская позиция такова — Россия должна вернуть все четыре острова. И максимум, на что она готова согласиться, — это на японский суверенитет над всеми островами, чтобы потом они были переданы Японии», — объясняет Кистанов.
Внимание России к военной составляющей Курильских островов происходит на фоне укрепления влияния японских сил самообороны. В середине июля в стране были приняты поправки в закон, которые позволяют использовать японскую армию для помощи в защите своих союзников за пределами страны. Поправки также расширили возможности японских сил проводить миротворческие операции за рубежом. Правда, пока их приняла только нижняя палата парламента.
Противники законопроекта считают, что увеличение возможностей сил самообороны Японии противоречит конституции страны, поскольку, согласно ее положениям, японские военные должны играть сугубо оборонительную роль. По данным опроса издания Asahi Shimbun, 56% граждан выступают против законов, расширяющих роль сил самообороны, в то время как поддерживают их 26% граждан Японии.