О попытке Брюсселя давить на Киев говорится в материале украинского издания «Европейская правда» (один из сайтов группы «Украинская правда) с говорящим названием «Минск версии 2.5 — новая идея в Брюсселе в пользу Кремля».
Журналистам издания стало известно, что на прошлой неделе во время визита в Киев еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Йоханнес Хан убеждал украинскую власть, что Киев должен выполнить «поздние» политические пункты минского соглашения. Выполнить, не дожидаясь, пока Россия и самопровозглашенные республики Донбасса исполнят свои обязательства по Минску-2.
Европейцы требуют пересмотра позиции Киева
Корреспондент издания смог попасть на закрытую дискуссию с высокопоставленным чином еврокомиссии по украинскому направлению, где Хан неожиданно заявил о проблемах в исполнении минского соглашения со стороны Киева.
«Да, мы говорим о нарушении Минска со стороны России. Но делает ли Украина все для соблюдения требований Минска? Почему бы вам не сделать шаг к предоставлению Донбассу особого статуса? Ведь это можно делать уже сейчас, показав добрую волю Киева к выполнению Минска», — говорил чиновник ЕС.
Участники встречи с украинской стороны привели контраргумент: минские договоренности не зря состоят из этапов и нет смысла выполнять последний пункт, когда Москва не выполняет даже первый. Но эти аргументы не подействовали на представителя Брюсселя, и он продолжил настаивать на необходимости выполнения Украиной условий Минска «наперед».
Информацию о новом предложении ЕС подтвердила замглавы комитета Рады по иностранным делам Иванна Климпуш-Цинцадзе.
«Европейцы требуют от нас предложить стратегию специального статуса для Донбасса. И чтобы этот статус не был ограничен тремя годами (как в законе о статусе отдельных территорий), а действовал на постоянной основе», — говорит Цинцадзе.
При этом дипломат возмущается: позиция ЕС нарушает комплексный подход на фоне того, что самопровозглашенные республики не выполнили даже первых шагов по Минску-2. «<…>Не соблюдается перемирие, не отведена техника, нам не вернули заложников — ЕС предлагает Киеву сделать пятый или седьмой шаг», — говорит она.
Уговаривал и Раду, и Порошенко
Участники переговоров с еврокомиссаром отказываются от официальных комментариев из-за «чувствительности ситуации». Источники издания говорят, что переговоры в Верховной раде были «невероятно сложными и эмоциональными, переходили даже на повышенные тона». А украинские участники восприняли идею еврокомиссара Хана чуть ли не как «предательство» и игру на стороне Москвы. Европейцы же пытались убедить украинскую сторону демонстрировать больший прогресс и гибкость в переговорах, чтобы избежать российских претензий.
После Рады Хан попытался продвинуть те же тезисы в разговоре с президентом Петром Порошенко, но там уже обошлось без «эмоциональной дискуссии». Хотя европеец, выслушав слова президента о нарушениях со стороны Москвы, снова настаивал на продвижении позиции Киева по Минску-2.
Пока предложение еврокомиссара не имеет статуса «официального требования ЕС». Но украинские журналисты уже рассматривают это как европейскую «пробу» реакции Киева на идею мягкого пересмотра условий минского соглашения.
Но Киев не готов идти на пересмотр позиции по Минску-2. Позиция прежняя: официальный диалог начнется только после выборов с легитимно избранными представителями отдельных регионов Донецкой и Луганской областей.
Под легитимностью Украина понимает выборы именно по украинским правилам и с восстановлением полного контроля над границей, ранее говорили представители Киева. Москва же опасается в таком случае гибели всех своих ставленников и лоббирует вариант с номинальной реинтеграцией народных республик, сохраняя при этом над ними контроль. Такую позицию ранее формулировали околокремлевские источники «Газеты.Ru». Более того, по их словам, Кремль желает переложить на Киев экономическую ответственность за уничтоженный регион, но пока видимый прогресс по этому вопросу нулевой.
Именно из-за камня преткновения вокруг контроля над регионом переговоры толком и не продвинулись ни по одному пункту.
Как убедился корреспондент «Газеты.Ru» при поездке в Донбасс, на фронте не прекращаются перестрелки, регулярно сообщается о присутствии крупнокалиберной артиллерии у линии соприкосновения, полного обмена пленных нет, а официальные лица с обеих сторон предупреждают о высоком шансе прийти к новому витку войны.
Масла в огонь добавляют резкие заявления с обеих сторон. В республиках не исключали продвижения на границы Донецкой и Луганской областей. А украинский президент Петр Порошенко накануне заявил, что ни о какой федерализации страны речь не идет и инициаторы подобных идей будут отвечать по закону, «чтобы никому не было повадно создавать Донецкие, Луганские или Бессарабские республики».
Три сценария для Донбасса
Еврокомиссар Хан неоднократно высказывался за нормализацию отношений на востоке Украины, напоминает Константин Бондаренко, украинский политолог-историк, руководитель фонда «Украинская политика».
Эксперт рассматривает Хана как давнего представителя интересов деловых кругов, которым война в Донбассе уже принесла много убытков.
Постоянный статус Донбасса спасет экономические отношения между ЕС и Россией, ведь товарооборот в 2013 году составлял около $485 млрд. А продолжение конфликта чревато потерей 2 млн рабочих мест в самой Европе, чего деловые круги хотят избежать.
«Но первые роли тут у России и США, а Европа лишь скромный медиатор и посредник. Впрочем, шансов, что на бессрочную автономию Донбасса согласится Киев, практически нет, во всяком случае сейчас. С обеих сторон срывают договоренности, пока налицо полная блокада. Сегодня президент Украины Порошенко высказался на этот счет предельно четко: ни о какой федерации и автономии Донбасса речи быть не может. Сигналом к тому, что это вдруг станет возможным, были бы переговоры между представителями Донбасса и Киевом, если бы они сели за стол переговоров. Но в Киеве считают их террористами и не понимают, с кем там реально можно договариваться. Так что пока об особом статусе Донбасса и речи быть не может», — подытоживает политолог.
Позиция еврокомиссара — внятный сигнал Киеву, что статусные европейские политики и чиновники могут в конце концов применить и альтернативные варианты урегулирования конфликта. Так считает околокремлевский политолог глава Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
«Киев сам затягивает время. Для инкорпорирования Донбасса придется приложить больше усилий. Европейцы это очень хорошо чувствуют. И, даже будучи связаны единой политической позицией, вынуждены демонстрировать украинским властям, что как действие, так и бездействие имеют свою цену. Представитель ЕС несколько расширяет минские договоренности, понимая, что заложенные в них требования и установленные сроки могут оказаться трудновыполнимыми», — рассуждает эксперт.
По мнению Чеснакова, у самопровозглашенных республик есть три сценария будущего. Негативный — все стороны повышают ставки и играют на обострение, в итоге начинается полномасштабная война. Позитивный — Брюссель возлагает ответственность на Киев и форсирует переговоры. Консервативный — замораживание конфликта, при котором Украина и Донбасс в конечном счете отрежут пути для воссоединения в каком бы то ни было виде. «И пока этот сценарий наиболее вероятен», — делает вывод политолог.