Российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, открывший 21-е заседание межправительственной российско-венесуэльской комиссии высокого уровня, начал свое выступление на бравурной ноте: «Если у России и есть стратегическое партнерство, то оно точно есть с Венесуэлой». Главное, что привлекает Россию в Венесуэле, — она «поддерживает независимую политическую линию», а также придерживается принципа невмешательства в дела других стран.
«Независимая политическая линия» Венесуэлы в свое время, еще при покойном лидере Уго Чавесе, помогла ей признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Вскоре Чавес получил от России беспроцентный кредит на закупку российского вооружения на сумму $2,2 млрд. Уже при новом лидере, Николасе Мадуро, Венесуэла голосовала против резолюции ООН, осуждающей действия России в Крыму.
Вице-премьер также поблагодарил Каракас за позицию по украинскому кризису и попытки консолидировать в этом вопросе другие страны Латинской Америки.
У Рогозина не возникло сомнений, что вместе с Каракасом Москва и дальше будет противостоять «попыткам отдельных государств навязывать свою волю суверенным государствам».
Глава МИД Венесуэлы Делси Родригес в ответном слове также не скупилась на комплименты и заверила, что внешнеполитические курсы обеих стран «полностью совпадают по ряду вопросов»: «Команданте Чавес открыл нам этот путь, а Николас Мадуро идет по этому пути», — закончила свою речь министр.
После смерти Чавеса, одного из главных друзей России в Латинской Америке, его преемник и правда пытается идти той же дорогой, но новых успехов пока не достиг. Объем взаимной торговли между Россией и Венесуэлой пусть и вырос на 10%, но в большей степени это произошло за счет поставки в Боливарианскую республику российских удобрений, объяснил «Газете.Ru» один из присутствующих на встрече правительственных чиновников.
На заседании венесуэльские военные проявили интерес к российским дизельным подлодкам, но в конкретные контракты этот интерес не оформился даже близко. По итогам заседания были подписаны лишь взаимные соглашения в области культуры и метрологии.
Впрочем, как сообщил «Газете.Ru» один из присутствовавших военных, пока они приехали просто «поговорить», контракты же «можно будет ожидать в будущем».
В Венесуэле ведут добычу компании «Роснефть» и «Газпром». На встрече представители венесуэльского правительства заявили, что заинтересованы в том, чтобы Москва построила в стране верфи.
«Трудно предугадать, что происходит за кулисами подобных встреч, однако учитывая, что экономика Венесуэлы находится в стадии коллапса, я не думаю, что Россия сегодня может преследовать какие-то осмысленные коммерческие интересы в этой стране. — считает Хуан Карлос Идальго, ведущий эксперт в области Латинской Америки из Института Катона в Вашингтоне. —
Венесуэла была на гране дефолта по своим внешним долгам пару раз за год, и давно ушли те времена, когда Каракас мог закупать оружие на сотни миллионов долларов. В долгосрочной перспективе политическая стабильность под большим вопросом, учитывая стремительно ухудшающееся состояние экономики».
Положение Николаса Мадуро сложное: после падения цен на нефть экономическое положение страны стало еще хуже. В марте инфляция составляла 68,5% в годовом измерении, на полках магазинов отсутствуют товары первой необходимости.
Нельзя сбрасывать со счетов и давление Вашингтона, который в марте объявил Венесуэлу «угрозой для безопасности» и ввел санкции против нескольких чиновников из правящей элиты.
Николоса Мадуро обвиняют в том, что по политическим мотивам за решеткой оказались 70 человек, в том числе бывший мэр Каракаса Антонио Ледесма и один из лидеров политической оппозиции Леопольд Лопес. В понедельник Лопес объявил голодовку в знак протеста и призвал своих сторонников начать политические протесты против режима Мадуро.
Мадуро, который не обладает харизмой Чавеса, успел разочаровать даже многих своих сторонников. Правда, его рейтинг, составлявший в марте 20%, подрос на 5%. Это объясняется мобилизационной риторикой на фоне давления США на Венесуэлу.
Как объясняет директор Института глобализации, специалист по левым движениям Борис Кагарлицкий, «рядом с Чавесом Мадуро был послушным исполнителем, но к самостоятельной работе он малопригоден». «Такой человек не способен в полной мере решить проблемы, стоящие перед страной. Но беда в том, что оппозиция тоже не предлагает никаких конструктивных решений. Собственно, это и позволяет Мадуро держаться у власти», — объясняет эксперт.
В конце года в стране должны состояться парламентские выборы, на которых оппозиционные партии планируют объединить свои силы для победы над «чавистами». Руководитель центра политических исследований Института Латинской Америки РАН, доктор политических наук Збигнев Ивановский прогнозирует, что расстановка «политических сил может измениться в пользу оппозиции». В этом случае оппозиция имеет право по конституции страны поставить вопрос о проведении референдума о вотуме недоверия Мадуро.
«Я не думаю, что Москва видит в Венесуэле геополитический плацдарм в какой-то ближайшей перспективе, учитывая, что режим скоро может пасть. Я думаю, что кубинский режим продержится гораздо больше, чем режим в Венесуэле, и если Москва рассматривает Венесуэлу как свою «пешку» в Западном полушарии, это достаточно краткосрочная стратегия», — говорит Хуан Карлос Идальго.
Эксперт сомневается, что Москва сегодня пойдет на риски и будет помогать Венесуэле, несмотря на желание насолить Вашингтону.
Накануне встречи главы МИД Венесуэлы и ее российского коллеги Сергея Лаврова МИД выразил поддержку Венесуэле: «В связи с переживаемой Венесуэлой непростой внутриполитической и социально-экономической ситуацией выражаем солидарность с дружественным народом этой страны, нашу твердую поддержку курсу правительства, направленному на недопущение дестабилизации обстановки», — говорится в сообщении российского внешнеполитического ведомства.