Верховная рада Украины приняла в первом чтении шесть законопроектов о реформе правоохранительных органов. Один из них — о создании Государственного бюро расследований (ГБР), прямого аналога американского ФБР. К процессу разработки документа привлекались специалисты из США в рамках подписанного в марте межправительственного соглашения.
Функции ГБР, прописанные в законопроекте, весьма схожи с функциями ФБР.
Новое ведомство будет выявлять, раскрывать и расследовать факты тяжких преступлений с применением насилия, предотвращать и бороться с деятельностью преступных организаций, а также выявлять и расследовать преступления, совершаемые правоохранителями. Даже возглавлять его будет, как и в ФБР, директор, которому предполагается дать более чем обширные полномочия, от формирования организационной структуры бюро и утверждения штата до руководства оперативной деятельностью. Важный момент: именно к ГБР должны будут перейти следственные функции, которые сейчас выполняет прокуратура.
На американский же манер планируют создать и силовое подразделение — корпус оперативно-внезапного действия (КОРД).
Речь идет о полиции личного назначения КОРД, которая должна стать аналогом американского полицейского спецназа SWAT. Основой КОРДа станут бойцы подразделения «Сокол», которые сейчас служат в АТО. По мнению замминистра внутренних дел Украины Алексея Руденко, «Сокол» является наиболее боеспособным и профессионально закаленным подразделением в милиции, которое может выполнить самые сложные задачи.
КОРД станет частью создаваемой национальной полиции, куда войдут также криминальная и патрульная полиция, полиция охраны и специальная полиция. Основные задачи всех этих органов, как поясняет глава МВД Арсен Аваков, сводятся к превентивной и профилактической деятельности: разоблачению и расследованию преступлений и административных нарушений, а также оказанию помощи лицам, которые в ней нуждаются.
Среди основных новаций, предложенных разработчиками, — введение института полицейских комиссий, которые будут состоять в основном из представителей общественности, для контроля над процессом набора новых сотрудников; заключение контрактов с полицейскими на два и четыре года для обеспечения стабильности их работы и минимизации влияния на их работу ротации руководства в местных органах власти.
Набирать новых сотрудников в полицию планируется с помощью конкурсной процедуры (такая новация сейчас апробируется в Киеве, хотя ее процесс и предварительные результаты пока сомнительны), а вот увольнять в том числе по решению местных советов, если те посчитают работу полицейских неудовлетворительной. «И это очень правильно, потому что министр никогда не знает, что делает участковый в селе, а депутаты это точно знают и могут исправить кадровую ошибку», — пояснил глава фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко.
Несмотря на то что многие создаваемые органы будут похожи на американские, за основу брался грузинский опыт реформы правоохранительной системы.
Для работы в системе и разработки законопроектов на должность замминистра внутренних дел пригласили грузинского реформатора Эку Згуладзе.
Как считает нардеп Андрей Тетерук, направление выбрано верное, в частности, в том, что касается таких важных составляющих грузинской реформы, как увеличение зарплат полицейским и ужесточение ответственности за взяточничество: «Мы увеличим минимальные зарплаты для полицейских до 8–10 тыс. грн (сейчас они составляют 2–3 тыс. грн. — «Газета. Ru»), чтобы у них уже не возникало искушения брать взятки в 200–300 грн. А если возьмут, то и отвечать будут соответствующим образом».
Интересным нововведением обещает стать муниципальная стража — специальные подразделения, которые будут создаваться местными советами и финансироваться за счет местных же бюджетов. Их основная функция будет скорее вспомогательная — усиление правопорядка. Как пояснил Юрий Луценко, муниципальная стража станет, например, осуществлять патрулирование вместе с нацполицией, заниматься охраной, а также выполнять контролирующие функции. Представители этих подразделений не будут входить в состав МВД или каким-то образом ему подчиняться, но и права на ношение оружия не получат.
Нужно отметить, что, хотя законопроект о создании муниципальной стражи и вызвал оживленную дискуссию в украинском парламенте, дескать, в нем еще много чего нужно доработать, сама идея, равно как и создание национальной полиции, нашли единогласную поддержку у депутатов.
Наиболее деликатные изменения пока ожидают прокуратуру.
Согласно законопроекту, предлагается сократить штат за счет руководящих должностей, назначать на прокурорские должности по итогам тестирования и прохождения конкурсов, лишить прокуратуру функции общего надзора.
Новые подробности о ходе проведения реформ в украинской правоохранительной системе должны появиться уже в июне, когда в парламент на голосование во втором чтении будут вынесены доработанные законопроекты.