Лидер КНДР Ким Чен Ын не приедет на празднование 9 Мая в Москву. «Принял решение остаться в Пхеньяне Ким Чен Ын, он не сможет присутствовать, по дипканалам нам было передано, что это решение связано с внутрикорейскими делами», — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
«Скорее всего, никаких внутрикорейских дел вообще нет, — говорит востоковед, сотрудник сеульского Университета Кунмин Андрей Ланьков. — Это попытка хоть как-то объяснить не очень красивую ситуацию, которую создали корейцы. Не слишком плохую, не стоит ее переоценивать».
По мнению эксперта, Ким Чен Ын до самого конца сам не знал, поедет он или нет: «У него семь пятниц на неделе, он неоднократно показал себя склонным к импульсивным поступкам. Ну а что вы возьмете с принца?» К тому же северокорейский лидер уже прославился тем, что вообще избегает встреч с руководителями других государств.
«Он у власти уже больше трех лет (это нормальный президентский срок во многих странах), но за это время он не встретился ни с одним лидером другого государства».
Мало того, был уникальный случай, напоминает Ланьков, когда в 2013 году в Пхеньян с официальным визитом приехал президент Монголии, и Ким Чен Ын не встретился даже с ним. «Это если и не беспрецедентная, то очень редкая ситуация».
«Если он почему-то не любит такие встречи, то ехать на большое многолюдное мероприятие, где вокруг будет крутиться пресса, где проколы и даже просто напряженность или не вовремя протянутую руку заметят и растиражируют журналисты, довольно странно. Там будут ребята типа чешского президента (Милоша Земана. — «Газета.Ru»), которые могут выкинуть какой-нибудь фокус и набрать себе очков. Например, заявить: «Диктаторам руки не подаю!» и гордо повернуться задом. Если встречаться, то в спокойной, келейной обстановке».
Похоже, у Ким Чен Ына это наследственное. У его отца, Ким Чен Ыра, была похожая черта — он не любил говорить на публике.
«Длина его речей, с которыми он открыто выступил публично, суммарно составляет 45 секунд за всю его жизнь. Ким Чен Ыр произнес две фразы на параде в начале 90-х годов — и все».
Ланьков сомневается, что решение северокорейского лидера может быть как-то связано с отказом президента Южной Кореи Пак Кын Хе приехать в Москву. По мнению эксперта, на южнокорейского лидера надавили американцы, «которые заняли достаточно жесткую позицию, стремясь обеспечить максимальное бойкотирование празднования по понятным украинским причинам». Выбор для Южной Кореи простой: экономическая значимость США и России для этой страны несравнима.
В самой КНДР, по словам Ланькова, историю Второй мировой войны подают так, чтобы «ее важнейшей частью была война с Японией, которую разгромил товарищ Ким Ир Сен. То, что это было частью большой войны, упоминается, просто максимально выпячивается собственная роль, которая в действительности была микроскопической».
Кто еще не приедет
Посол США в России Джон Тефт будет единственным представителем своей страны на параде. По его словам, президент США Барак Обама не станет принимать участие в празднике, так как в его стране есть ощущение, что Москва будет праздновать и «то, что произошло на Украине».
Премьер-министр Великобритании также пренебрег приглашением на празднование из-за разногласий между Западом и Россией в свете украинских событий. «Мы будем рассматривать наше представительство в свете продолжающихся дискуссий с Россией о нашей обеспокоенности их действиями», — сказал официальный представитель британского правительства.
«С учетом действий России в Крыму и на востоке Украины принимать участие в военном параде было бы неприемлемо», — заявил представитель кабмина Германии Штеффен Зайберт, комментируя неучастие канцлера ФРГ Ангелы Меркель в параде Победы.
При этом немецкий лидер посетит Москву 10 мая, чтобы возложить венки к Могиле Неизвестного Солдата. Также в ходе визита она проведет короткую встречу с Владимиром Путиным.
«Есть необходимость и потребность в том, чтобы отдать должное страданиям российского народа, почтить память многочисленных жертв Второй мировой войны, которая была развязна Германией», — объясняет Зайберт.
Тем не менее лишь одна страна ЕС полностью проигнорирует праздничные мероприятия в Москве. Это Литва, чьих представителей ни на уровне лидеров, ни на уровне посольства не будет на параде 9 мая.
От участия в параде отказался и президент Белоруссии Александр Лукашенко.
«Это недопустимо, когда нет главнокомандующего, а столько войск выведено в столицу — это вообще, в принципе, неприемлемо. В Беларуси, по конституции, кроме главнокомандующего, никто не может принимать парад, — сказал он. — Поэтому или парада не будет, или будет. Если есть президент — будет парад. У нас 9 мая будет свой такой же парад, как в Москве».
При этом белорусский лидер примет участие в неформальном саммите глав стран СНГ 8 мая, а также осудил «тех политиков, которые сегодня амбициозно отказываются приехать на празднования в Москву, хотя раньше и обещали».
Кто приедет
По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, участие в торжествах по случаю 9 Мая подтвердили главы государств и правительств 30 государств, среди которых председатель КНР Ху Цзиньтао.
В Москве рассчитывают на приезд высоких официальных лиц Словакии и Чехии, при этом словацкий президент Андрей Киска в Россию не прибудет, а представлять страну будет премьер Роберт Фицо. Но и его не будет на параде Победы, а во время его проведения он будет встречаться с президентом соседней Чехии Милошом Земаном.
По информации ТАСС, члены правительства Чехии договорились одобрить визит лидера их страны при условии, что он не будет принимать участие в военном параде.
Посол США в Чехии Эндрю Шапиро заявил, что присутствие Земана на празднованиях, посвященных Дню Победы, может привести к дискредитации позиции западных стран по украинскому вопросу.
«Не могу представить себе, чтобы чешский посол в Вашингтоне советовал американскому президенту, куда ему ехать. Я не позволю ни одному послу вмешиваться в программу моих зарубежных визитов»,
— прокомментировал Земан эту информацию и «закрыл» двери пражского дворца перед ним.
В 2005 году на параде, приуроченном к 60-летию Победы, присутствовали 53 главы государств и правительств и руководители международных организаций. Из получивших приглашение отказом ответили президенты Грузии, Литвы и Эстонии Михаил Саакашвили, Валдас Адамкус и Арнольд Рюйтель.
Пять лет назад Москву посетили 23 высоких официальных лица, среди которых помимо Ангелы Меркель и китайского лидера Ху Цзиньтао оказались и лидеры Абхазии и Южной Осетии, независимость которых не признана большинством западных стран.