Лавров в ходе интервью заявил в четверг, что США выражают обеспокоенность ситуацией в области безопасности: «Не зря же сейчас нам американцы по самым разным каналам официально и неофициально посылают сигналы, что они обеспокоены тем, что вот где-то там самолеты облетают друг друга, опасная военная деятельность, давайте что-то делать, давайте установим какие-то механизмы взаимодействия, оповещения. Не мы же эти механизмы разваливали, если они заинтересованы в таких механизмах и официально предлагают, мы наверняка согласимся», — сказал Лавров, отвечая на вопросы трех российских СМИ.
В последнее время руководство стран НАТО неоднократно заявляло, что полеты российских военных самолетов вдоль границ альянса участились. Последний инцидент, правда, был связан уже с полетами вдоль границ России самолета-разведчика США, на перехват которого вылетел российский самолет. В Белом доме заявили, что российский самолет приблизился к американскому на опасное расстояние, что могло привести к инциденту.
Как отмечает директор центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов, ситуация в последнее время действительно стала «опасной», так как из-за ухудшения обстановки и «демонстрации военной силы» обоими государствами риски возросли.
Он напомнил, что между двумя странами подписаны конвенции о предотвращении морских и воздушных инцидентов, но сегодня о них редко вспоминают. «Необходимо срочно созывать встречи даже по таким узким вопросам», — уверен эксперт.
Между Россией и США заключено соглашение о предотвращении опасной военной деятельности, которое вступило в действие еще в 1990 году. В соглашении прописано, какие должностные лица с обеих сторон должны выйти на связь в случае возникновения опасной ситуации, а также непреднамеренного вхождения техники или военных одной страны на территорию другой.
В России также работает национальный центр по изучению ядерной угрозы, он позволяет мгновенно связываться с Вашингтоном и штаб-квартирой НАТО в Брюсселе.
Однако российские официальные лица напоминают о том, что каналы связи с США и НАТО «сегодня заморожены»: «Когда военные прекращают разговаривать, это очень плохо», — заявил, в частности, замминистра обороны Анатолий Антонов в интервью программе «Вести в субботу» на прошлой неделе.
В свою очередь, экс-начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России, президент Международного центра геополитического анализа генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов напомнил «Газете.Ru», что система взаимного предупреждения об опасных действиях, которые могут привести к крупному военному конфликту, создавалась в условиях паритета СССР и США, но после распада Союза была в одностороннем порядке разрушена американцами.
«Систему начали создавать сразу после 1962 года, когда возник Карибский кризис и американцы примерили ядерный удар на себя. Тогда был запущен механизм недопущения случайных действий, которые могли бы привести к ядерному конфликту. Своеобразная система страховки», — отметил Ивашов.
По его словам, после Карибского кризиса была, в частности, организована прямая линия между главами государств, на которой постоянно дежурили генералы: в США это Ситуационная комната Белого дома, а в России — Центральный командный пункт Генштаба.
«По мере выравнивания военных потенциалов эта линия развивалась — договаривались оповещать друг друга о полетах самолетов, даже вели разговоры, чтобы и стратегические ядерные подводные лодки не появлялись неожиданно. Предотвращение конфликта было второй по значимости задачей после поддержания готовности стратегических ядерных сил», — напомнил Ивашов.
После распада СССР США перестали уведомлять Москву о своих действиях, сетует Ивашов.
«Они вышли из договора по ПРО, стали нарушать положения договора СНВ-1, не ратифицировали СНВ-2 и, конечно, отказались от всех уведомлений о полетах стратегических бомбардировщиков и других позиций. Американцы, по сути дела, разрушили всю международную систему безопасности».
Ивашов подчеркнул, что Россия готова вернуться к системе уведомлений, но на паритетной основе. «Американцы хотят, чтобы мы им докладывали, куда у нас вышла подводная лодка, куда у нас поехал «Тополь» и куда полетел наш стратегический бомбардировщик, а они бы этого не делали. На условиях взаимности мы готовы», — подчеркнул генерал.
Он добавил, что с технической точки зрения проблем с возрождением систем взаимного уведомления нет:
«Делается это весьма просто. Здесь не надо много вкладывать средств. Просто наши командные пункты получают приказ и начинают обмениваться данными».
Между тем в недавней совместной статье для американского издания The New York Times российский генерал-майор в отставке Владимир Дворкин, занимавшийся ядерной проблематикой в Минобороны СССР, и бывший командующий стратегическими ядерными силами США Джеймс Картрайт обращают внимание еще на один риск — что оба государства до сих пор имеют возможность «запуска по предупреждению», который может быть ответом на ошибочные сведения о ядерном нападении.
Запуск по предупреждению ракетного нападения означает пуск ракеты в случае, если системы предупреждения подадут сигнал о том, что с территории противника также запущена ракета. Как отмечают авторы, эта система подвержена риску ложного сигнала:
«Введение компьютеризированных систем свело эту возможность к минимуму, однако сегодня эти системы подвержены кибератакам. Кроме того, человеческий фактор также никто не отменял»,— пишут авторы статьи.
По мнению «ядерных генералов», обе стороны должны отказаться от системы запуска по предупреждению и возобновить диалог, прерванный из-за конфликта на Украине.
Правда, по мнению экс-генерала Генштаба Ивашова, известного репутацией «ястреба» в российском экспертном сообществе, к переговорам США как раз могут «стимулировать» именно полеты российских стратегических бомбардировщиков вблизи американских границ.
«Раз американцы начинают вздрагивать, когда мы летаем в зону, из которой их территория достигается ракетами нашей авиации, значит, они озабочены этим и есть предмет для серьезного разговора. Значит, надо усиливать полеты нашей стратегической авиации — это всего лишь сдерживающий фактор, чтобы не было внезапной агрессии. И тогда эта система уведомлений будет быстро восстановлена», — говорит генерал.