Впервые президентский закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» был принят прошлой осенью после сентябрьских переговоров в Минске. В закон входили положения о праве на языковое самоопределение, амнистии на востоке Украины, введении на три года в некоторых районах Донецкой и Луганской областей особого порядка местного самоуправления. На практике он не применялся, так как не была определена зона его действия. После минских переговоров в формате «нормандской четверки» Киев обязался определить границы районов до 14 марта, однако в этот день президент Украины Петр Порошенко только внес постановление на рассмотрение парламента.
Во вторник, 17 марта, документ был обнародован: Киев готов признать территории с особым статусом в границах по состоянию на сентябрь (когда были подписаны первые минские соглашения). С того момента ополченцы расширили подконтрольную им территорию, захватив донецкий аэропорт, Дебальцево и ряд населенных пунктов.
Кроме того, Порошенко предложил увязать введение особого статуса с проведением местных выборов по украинскому законодательству и демократическими стандартами ОБСЕ. Выборы же возможны только после вывода незаконных воинских формирований и военной техники с территории Украины. Украинский президент также требует обеспечить участников выборов равным доступом к СМИ, то есть возобновить работу украинских медиа в ДНР и ЛНР.
Отдельным постановлением Рада признала территории ДНР и ЛНР временно оккупированными и одобрила обращение к ООН и ЕС с просьбой ввести туда миротворцев.
Документ по сути предполагает добровольную капитуляцию со стороны сепаратистов, которые на такие условия пойти очевидно не готовы. Принять их получилось не без труда.
Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко сказала, что документ приведет к потере территории, примерно за это же раскритиковал закон и «Оппозиционный блок». В свою очередь, глава Радикальной партии Олег Ляшко у себя в фейсбуке назвал закон «предательством национальных интересов».
«Мы принимаем закон для наших боязливых европейских союзников, чтобы они убедились, что мы сделали все, и даже больше, чем могли», — защищал документ вице-спикер Рады Андрей Парубий. Он обвинил противников закона в игре на Кремль.
В самопровозглашенных республиках на действия украинского парламента отреагировали ожидаемо негативно. Представить ДНР Денис Пушилин заявил о возросшем риске возобновления войны, а председатель народного совета ДНР Андрей Пургин — о нарушении минских соглашений.
Напомним, что положения минских соглашений сформулированы максимально расплывчато: четвертый пункт предписывает начать «диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством», при этом о возможности изменения этого законодательства не говорится ни слова.
Близкий к Кремлю политолог Алексей Чеснаков полагает, что Киев фактически вышел из минских соглашений.
«Понимают ли представители украинской стороны, что этими действиями они усиливают сецессионизм Донбасса? Думаю, да. Но у Украины нет желания просто вернуть территории. У нее есть желание оглушительно победить, — говорит Чеснаков. —
Сейчас начнется новый этап переговоров и информационных войн. Многие темы придется обсуждать с чистого листа уже с учетом недоговороспособности Киева. Как иначе можно оценить позицию, когда там хотят провести выборы по украинским законам и тут же публично заявляют, что эти территории оккупированы, то есть на них украинские законы не действуют».
Профессор МГИМО Валерий Соловей констатирует, что минские договоренности хотя выполняются «не блестяще», альтернатива им отсутствует: возобновление боевых действий было бы смертельно опасно для Украины и крайне нежелательно для России.
«Украинцы могут показывать Путину и России сколько угодно фиг — им от этого точно лучше не будет; наши дела, конечно, не очень хороши, но их — гораздо хуже. Если сравнивать положение России и Украины, то здесь вполне уместна украинская же поговорка: «Пока толстый сохнет, худой сдохнет». У российской элиты наконец-то оформилось твердое понимание того, что санкции — это и всерьез, и надолго, потому пугать ее их ужесточением уже бессмысленно», — говорит эксперт.
Несмотря на ультимативность принятых Радой законов, политолог Чеснаков предлагает рассматривать их только как элемент торга со стороны Киева и не спешить ставить на минских переговорах крест.