Бывший депутат Госдумы, полковник ФСБ в отставке Геннадий Гудков рассказал «Газете.Ru», что обсудил с сопредседателем РПР-ПАРНАС Михаилом Касьяновым в понедельник идею коллективного письма от имени соратников Бориса Немцова к Владимиру Путину. Оппозиционеры хотят добиться от власти разрешения на создание контактной группы оппозиции, которая будет сотрудничать c руководством Cледственного комитета по расследованию резонансного убийства.
«К среде мы составим проект обращения к главе государства по созданию такой небольшой контактной группы, которая работала бы в режиме регулярных встреч с руководством Следственного комитета. Это обращение подпишет еще несколько коллег по оппозиции, группа будет небольшой, от 5 до 10 человек, политиков, имеющих определенное доверие и опыт работы с властью, — рассказал Гудков. — Я также предложил Касьянову идею мониторинговой группы, которая проследит за ходом расследования, но лично Касьянов не захотел себя связывать с подпиской о неразглашении. Он готов к сотрудничеству контактной группы, чтобы понимать, как идет следствие, пусть с сохранением основных следственных тайн».
«Ситуация неординарная, убийства политика такого калибра еще не было в истории современной России, — продолжает Гудков. — Независимая группа с участием оппозиции могла бы снять подозрения об участии в убийстве людей, близких к руководству страны, которые есть у многих оппозиционеров. Надеюсь, интересы власти и ее оппонентов по качественному, оперативному и честному расследованию убийства совпадают».
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сказал «Газете.Ru», что не может предсказать, как отреагирует глава государства: «Я не имею возможности формулировать реакцию президента на письмо, которое еще не написано».
По мнению политика, сопредседателя партии РПР-ПАРНАС Михаила Касьянова, идея раскрытия убийства актуальна как никогда: «Остальное — это вопрос правильного понимания, какие цели и способы будут для этого использованы».
Соратник Немцова Илья Яшин скептичен в оценке готовности власти к сотрудничеству с оппозицией по поводу расследования. Он сомневается в объективности следствия, учитывая «непонятную историю с выключенными-включенными камерами» на Москворецком мосту и неспособность силовиков задержать преступников по горячим следам: «Мне нравится идея общественного контроля, но обращение к Путину вряд ли поможет. Боря вряд ли бы одобрил это».
Член СПЧ Николай Сванидзе сомневается, что власти подпустят оппозиционеров к контролю за следствием: «Они не вступают в диалог с несистемной оппозицией в принципе, и во взаимодействие с этой группой вступать не будут».
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин предполагает, что инициатива может иметь положительный эффект и повысить доверие к следствию, если бы была направлена не на вмешательство в ход расследования.
Собеседник «Газеты.Ru» отмечает, что сейчас это доверие практически отсутствует. По его словам, подобная инициатива могла возникнуть на волне акции памяти Бориса Немцова: «Организаторам дали возможность провести шествие там, где они хотели, и численность назвали близкую к реальности, чего давненько не было. Видимо, оппозиция решила, что можно сделать еще один шаг».
Однако, как и Сванидзе, он сомневается, что власть даст оппозиции как-то контролировать ход следствия: «Вряд ли это устроит российскую власть, чтобы какие-то политические силы, нелояльные власти, занимались подобным. А оппозиция на негативный ответ скажет, что власть не хочет сотрудничать».