Как заявил глава Минобороны, ведомство проводит модернизацию самолетов дальней авиации. По словам Шойгу, уже в этом году будут модернизированы 13 самолетов дальней авиации, а к 2020 году будет модернизировано 70 самолетов. Министр подчеркнул, что для модернизации самолетов дальней авиации будет использовано только отечественное оборудование. По словам министра, «проводится адаптация авиационных комплексов к современным требованиям и условиям ведения военных действий».
В последнее время российская авиация значительно увеличила частоту своих полетов вдоль границ стран НАТО. Ранее генсек альянса Йенс Столтенберг сообщил, что в прошлом году авиация НАТО более 100 раз поднималась на перехват российских самолетов. Зарубежные эксперты видят в этом один из элементов нарастающего после присоединения Крыма противостояния Москвы с западным миром.
Глава Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко отмечает, что в последние четыре года российские самолеты-дальники действительно стали летать более активно. «Это возвращение к советской практике осуществлять патрулирование в ключевых регионах мира», — считает эксперт.
В начале февраля самолет российской дальней авиации был замечен у берегов Великобритании, что спровоцировало жесткую реакцию британского руководства и вызов посла России в МИД страны. В то же время представители российских военных заявили, что воздушного пространства страны российский бомбардировщик не нарушал.
В настоящее время в стратегической, или, как ее еще называют, дальней авиации, используются стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-160 и Ту-22М. Они способны нести ядерное оружие и предназначены для нанесения ударов по различным наземным целям противника.
Ту-160, по классификации НАТО — «Блэкджек», на вооружении с 1987 года. Самолет способен нести 40 тонн боевой нагрузки на расстояние до 14 тыс. км и может развивать скорость свыше 2200 км/ч. На вооружении ВВС России уже стоят модернизированные самолеты этой марки — Ту-160-М, чью боевую эффективность российские военные оценивают в два раза выше, чем у Ту-160. Всего на вооружении сегодня 16 самолетов Ту-160, в том числе и модернизированные.
В свою очередь, турбовинтовой самолет Ту-95, по классификации НАТО — «Медведь», впервые был выпущен в 1952 году. Стоит отметить, что США по-прежнему используют свой бомбардировщик дальней авиации Б-52, который был создан примерно в те же годы. В западной прессе Ту-95 — частая мишень критики из-за его старомодного вида.
«Когда Ту-95 появился перед глазами западных обозревателей в 1956 году, он был символом революции в авиационном дизайне... В то же время его турбовинтовые двигатели уже тогда выглядели архаичными. Немногие могли поверить тому, что 60 лет спустя он снова будет в строю как стратегический бомбардировщик, патрульный самолет, а также самый шумный шпионский самолет в мире», — пишет о самолете обозреватель BBC Стефен Доулинг.
«Внутри этих элегантных форм Ту-95 содержится высокоточное оружие. В умелых руках они пострашнее, чем межконтинентальные баллистические ракеты», — рассказывал «Газете.Ru» экс-главком Дальней авиации Петр Дейнекин.
Еще один бомбардировщик Дальней авиации - Ту-22М3, который впервые был введен в эксплуатацию в 1962 году, известен в НАТО как «Бэкфайр». На таком самолете в советское время летал генерал-майор ВВС Джохар Дудаев будущий лидер чеченских сепаратистов. Этот ракетоносец также прошел модернизацию на Казанском авиазаводе.
По мнению экспертов, модернизированные версии самолетов трех типов будут находиться на вооружении до 2025 года, к этому времени в стране планируется выпустить новый стратегический бомбардировщик ПАК ДА, который разрабатывает также компания «Туполев».
«Первый полет этого самолета должен состояться в 2019 году, а на вооружение он должен поступить в 2025 году. Новый самолет должен быть создан с применением технологии малозаметности», — отмечал ранее главком Дальней авиации Анатолий Жихарев.
Игорь Коротченко называет модернизацию бомбардировщиков дальней авиации «разумным подходом» и отмечает, что проведении модернизации ресурс службы такого самолета составляет 50 лет.