Как рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный источник в Минобороны, военных не устроила цена серийных образцов и характеристики опытной машины.
«У нас две претензии: одна экономического плана, а другая — технологического. Завышение цены не в разы, но существенное. При этом внятных оснований такому завышению нам предъявлено не было», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».
По его словам, технические проблемы связаны с несоответствием опытного образца требованиям, утвержденным Минобороны для этого танка.
«Характеристики танка засекречены, поэтому никакая информация об этом не подлежит разглашению. Могу только сказать, что одна из главных претензий относится к системе управления огнем. Сделали не так, как договаривались и как мы просили», — пояснил представитель Минобороны.
По его словам, если Уралвагонзавод в кратчайшие сроки не изменит цену и не представит план устранения недочетов, Минобороны не продлит контракт на поставку «Арматы» в войска и откажется от серийных закупок.
«С учетом того что идет глобальное сокращение расходов, мы готовы отказаться от недоделанного танка. Мы лучше возьмем последнюю версию Т-90, а «Армату» пусть доделывают», — пояснил представитель военного ведомства.
Представитель Уралвагонзавода подтвердил «Газете.Ru», что, кроме 12 опытных «Армат», закупленных в прошлом году, других контрактов Минобороны по этим танкам не заключало.
«Арматы» нет даже в Госпрограмме вооружений на 2016–2025 годы, которая сейчас формируется. Это значит, что мы не можем развивать производство, потому что нет никаких признаков того, что военные будут этот танк закупать», — сообщил представитель УВЗ.
Он добавил, что на разработку «Арматы» и создание технологической линии производства было выделено 54 млрд руб., из которых 15 млрд уже потрачено, и, если не будет заказов, эти деньги пропадут.
«Это специальные станки, которые заточены под производство «Арматы», это люди, которые обучены производить «Армату». Без заказа все это не будет работать, а значит, и технологическая линия не будет востребована. Это станет невосполнимой утратой, потому что речь идет о потере технологии производства», — пояснил представитель УВЗ.
По его словам, для обеспечения устойчивого развития предприятия Минообороны должно закупить в 2016 году не менее 40 танков «Армата», в 2017-м — 70, начиная с 2018-го — 120 ежегодно. «Тогда мы выйдем на окупаемость и рентабельность и сможем стабильно развиваться», — пояснил представитель УВЗ.
Также он подчеркнул, что Уралвагонзавод — это государственная корпорация, поэтому деньги, которые Минобороны потратит на танки, останутся в государстве. При этом предприятие сможет развиваться — обновлять оборудование и платить достойную зарплату сотрудникам.
В Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, которую возглавляет Владимир Путин, «Газете.Ru» рассказали, что судьба «Арматы» решится в январе 2015 года.
«На январь намечена официальная презентация танка с участием министра обороны Сергея Шойгу и президента и верховного главнокомандующего Владимира Путина. От того, состоится ли эта презентация и как она пройдет, зависит дальнейшая судьба танка. Если Минобороны и УВЗ не смогут к этому времени договориться по цене и по характеристикам, закупку серийных машин, вероятно, перенесут на несколько лет вперед», — рассказал представитель ВПК.
Он также отметил, что от презентации будет зависеть, появится ли «Армата» на Параде Победы 9 мая на Красной площади, и если появится, то в какой конфигурации — в виде танка, тяжелой БМП или БРЭМ (боевая ремонтно- эвакуационная машина). Всего разработано шесть конфигураций боевых машины на базе «Арматы», из которых три воплощены в металле. Для парада готовят две из них.
Военный эксперт, член Общественного совета ВПК Виктор Мураховский полагает, что компромисс будет найден.
«Еще не было такого изделия, по которому военные и промышленность не вели бы споров насчет цены. Проблема в том, что четкой методики ценообразования на военную продукцию до сих пор не существует, и точно сказать, сколько стоит танк или подводная лодка, нельзя, все решается каждый раз индивидуально. Я думаю, что стороны договорятся и по цене, и по решению технологических проблем. Как правило, такие вещи устраняются уже после запуска серийного производства путем модернизации. Это нормальный путь», — отметил Мураховский.
Он добавил, что ряд требований Минобороны к «Армате» носит «фантастический характер» и на данном этапе не может быть выполнен отчасти потому, что это нередко зависит не только от Уралвагонзавода, но и от поставщиков комплектующих.