Выступая на «Правительственном часе» в Государственной думе, Сергей Лавров обратил внимание депутатов на подписанный на прошлой неделе указ Петра Порошенко, согласно которому в зоне силовой операции в Донбассе в течение месяца должно быть прекращено обслуживание банковских счетов, а также должны прекратить работу государственные учреждения.
«Есть такая мысль, что за этим указом стоит не только и не столько стремление экономически и социально задушить этот регион, но и подготовить почву для очередного военного вторжения и для очередной попытки силовым путем эту проблему решить»,
— поделился своими опасениями с народными избранниками глава российской внешней политики.
И они, казалось бы, небезосновательны. В минувшее воскресенье Петр Порошенко прямо заявил о готовности к «тотальной войне» с Россией. Сегодня на это заявление отреагировала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Это бессмыслица, это безответственность, это политический блеф, который никогда не позволит себе ответственный и реально независимый руководитель государства», — заявила она.
Между тем, по мнению экспертов, никому из участников конфликта сейчас возобновление военных действий не выгодно. Украинские власти заняты внутренними делами, после выборов в Верховную раду необходимо сформировать дееспособное правительство, и на этом пути два победителя выборов, Петр Порошенко и Арсений Яценюк, пока продвинулись не слишком далеко.
Именно с правительственной эпопеей связывает воинственные заявления Порошенко директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
«Это все связано с формированием коалиции. Порошенко обвиняют в мягкотелости, в соглашательстве с Путиным. Он просто пытается показать, что не менее решителен, чем Яценюк».
«Украина избрала тактику изоляции этих территорий, их экономического удушения, — рассуждает первый вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин. — С точки зрения украинских властей, если они будут предоставлены сами себе и Россия не сможет обеспечить их всем необходимым, они должны будут пойти на уступки. Нынешняя стратегия Киева не предусматривает проведение военных операций. Они для Киева запредельно опасны. В том числе потому, что в случае активизации украинских войск в действие вступят не только достаточно ограниченные силы республик, но и непосредственно Россия».
С другой стороны, и России новый переход украинского конфликта в горячую фазу не нужен. После холодного душа на австралийском саммите G20, где Владимир Путин оказался в фактической изоляции и был вынужден покинуть форум раньше запланированного, стало ясно, что активные военные действия приведут к новому, еще более тяжелому санкционному витку.
«Россия не хотела бы решать проблему военными путями, для нее это новые санкции, понятно, — говорит Макаркин. — Красная линия — это взятие Мариуполя».
Правда, в самих «народных республиках» склонны принимать слова украинских официальных лиц за чистую монету. «Киев не соблюдал Минские соглашения ни по прекращению огня, ни по обмену пленными, — говорит сопредседатель движения «Народный фронт Новороссии» Константин Долгов. — Продолжаются обстрелы Донецка и Луганска. Готовятся две бронетанковые группы к наступлению на ДНР и ЛНР. Однако армии республик к этому готовы. И есть все основания полагать, что это наступление станет последним и в истории этого конфликта, и в истории Украины».
Но и это может быть не более чем риторическим ходом либо же частью политической борьбы внутри самих республик. Ведь недавно избранным главам Донецкой и Луганской народных республик Александру Захарченко и Игорю Плотницкому сейчас важнее укрепить свои позиции внутри самопровозглашенных государств и предотвратить угрозу настоящей гуманитарной катастрофы в условиях зимы, чем влезать в очередную военную авантюру с неясными последствиями.
К слову, в среду глава ЛНР вызвал Порошенко на дуэль. «Давайте по примеру древних славянских вождей и славных казацких атаманов сойдемся в поединке, — написал он украинскому президенту. — Кто победит, тот и диктует противоположной стороне свои условия».
По мнению Макаркина, за этим шутовским вызовом можно увидеть сигнал разрешить конфликт без применения военной силы.
«Ситуация такая, что возобновление войны не выгодно никому, слишком велики риски», — констатирует политолог. Официальный Киев через твиттер Евгения Перебейниса сообщил, что Плотницкий «достоин дуэли с украинским судом». Но интересно, что Перебейнис работает в украинском внешнеполитическом ведомстве, хотя никакого статуса самопровозглашенных республик в Киеве официально не признают.
Тем не менее полностью исключать вариант военного развития ситуации все же не приходится. «Она может просто «сорваться» на каком-то этапе, — говорит Макаров. — Слишком велика напряженность. Поэтому военное решение не исключено. Возможно, кто-то откроет огонь, и потом будут долго выяснять, кто это сделал. Там же стреляют ежедневно, и у кого-то могут сдать нервы — даст отмашку двигаться вперед, и потом будет поздно разбираться».
Но признаваемый Киевом мэр Донецка Александр Лукьянченко, который уже несколько месяцев находится за пределами города, не верит в такую возможность.
«Да, есть нарушение перемирия со стороны боевиков и ответ со стороны украинских вооруженных сил. Такие ситуативные боевые действия. Но не думаю, что в ближайшее время они могут перерасти в полномасштабный конфликт».
Градоначальник выразил уверенность, что политики образумятся и найдут реальный выход из конфликта путем прямых переговоров между Украиной и Россией.