Своим указом Порошенко ввел в действие решение СНБО от 4 ноября «О неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в Донецкой и Луганской областях». По этому решению в Раду вносится безотлагательный законопроект о прекращении закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», который приняли по итогам минских переговоров.
В тоже время Украина не приостанавливает поставки в зону АТО газа и электричества.
Правительству поручено за неделю разработать «особый порядок централизованного учета поставок энергоносителей на отдельные территории в районе проведения антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях и оплаты энергоносителей всеми категориями потребителей». Кроме того, украинский президент поручил срочно установить порядок предоставления гуманитарной помощи населению Донецкой и Луганской областей. Помощь будут маркировать государственной символикой Украины, очевидно в пику российским гуманитарным конвоям, которые привозят гуманитарные грузы в Донбасс.
Порошенко еще 3 ноября заявил, что отменил закон об особом статусе, поскольку самопровозглашенные Луганская и Донецкая народные республики вопреки минским протоколам провели выборы по своим законам без участия центральной власти Украины. Эти выборы он назвал «фарсом под дулами танков и автоматов».
Указ подрывает социальную инфраструктуру ДНР и ЛНР, которая, несмотря на кровопролитный конфликт, до последнего времени парадоксальным образом была связана с Киевом: часть налогов все еще шла в центр, откуда начислялись, например, социальные пособия.
Судя по новому закону, теперь пенсионеры не смогут ездить из зоны АТО за пенсиями в города, контролируемые Украиной. Для этого им придется оформить статус переселенцев. Правительство должно в течение двух месяцев утвердить комплексную программу переподготовки и трудоустройства внутренне перемещенных лиц.
Эвакуация органов власти может означать уход из республики оставшейся милиции, врачей, педагогов, других работников бюджетной сферы, которых не смогут финансировать ни ДНР, ни ЛНР. Хаоса в Донецке и Луганске может прибавиться еще и из-за амнистии для части заключенных.
Все это происходит на фоне проблем фактических властей Донецка и Луганска с созданием полноценной финансовой системы: в ДНР и ЛНР до сих пор в ходу гривна и в этом смысле зависимость от Киева сохраняется. Отрезание сепаратистов от банковской системы может полностью уничтожить социальную инфраструктуру в регионе и заставить самопровозглашенные республики перейти на бартер и наличные расчеты либо вовсе ввести распределительную систему.
При этом не факт, что гуманитарная помощь из России может исправить ситуацию. Во-первых, ее объемы относительно небольшие, во-вторых, часть разворовывается на территории самопровозглашенных республик — об этом «Газете.Ru», в частности, рассказал экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков.
В самопровозглашенных республиках указ ожидаемо назвали «актом о геноциде и разорении народа».
Глава ЛНР Игорь Плотницкий при этом пообещал, что «мы будем жить лучше, чем Украина, для которой власть олигархов окажется хуже и разорительнее любой блокады».
Вице-спикер парламента ДНР Денис Пушилин назвал указ Порошенко грубым нарушением минских договоренностей. А спикер парламента Андрей Пургин и вовсе считает, что акт имеет исключительно символическое значение. «Киев около четырех месяцев не обслуживает счета, не выдает пенсии, полтора месяца нет никаких бюджетных выплат, украинские суды не работают, а госучреждения уехали», — цитирует его радио «Говорит Москва».
Украинский политолог Вадим Карасев считает, что объявленные в субботу меры связаны, в частности, с тем, что у властей Украины нет лишних денег на финансирование неподконтрольных территорий. Кроме того, возможное уменьшение численности населения на контролируемых ДНР и ЛНР территориях вследствие вынужденного оттока людей в контролируемые Киевом районы Карасев рассматривает как способ экономического давления, поскольку самопровозглашенные республики остаются военными образованиями, а не полноценными хозяйственными субъектами.
То есть, по его словам, конфликт из военной плоскости переходит в экономическую.
«Киева рассчитывает выиграть экономическую конкуренцию, чтобы жители ДНР и ЛНР выбрали Украину. Почему отрезали финансирование не сразу? Главная борьба на востоке идет за сердца и души людей. Кроме того, это технически тяжелые регламенты. Это непростое решение с неоднозначными последствиями. Порошенко переносит часть ответственности на СНБО, там после принятия этого постановления была жаркая дискуссия, указ тяжело принимался. На указ повлияли и выборы, которые квазилегитимизировали лидеров сепаратистов», — указывает Карасев.