Столь поздний срок проведения выборов, по мнению местных наблюдателей, может означать две вещи. С одной стороны, лояльные Лукашенко чиновники и политики долго уговаривали его сдвинуть сроки голосования на весну 2015-го — это бы обеспечило намного более легкую победу. Теперь ясно, что переноса даты не будет. С другой, совершенно непонятно, что будет, если эти выборы по какой-то причине сорвутся. Перенести их уже не получится — и в белорусских реалиях это может означать что угодно вплоть до автоматического продления президентского срока. Нечто подобное уже случалось: в 1996 году, после того как на референдуме в конституцию были внесены изменения, отсчет президентского срока Лукашенко был начат заново без всяких дополнительных выборов.
Бюджет, выделенный на проведение выборов, — чуть менее $9,5 млн.
По этому поводу Лидия Ермошина сказала: «Эта избирательная кампания не относится к категории самых дорогих. Гораздо дороже обходится проведение местных выборов, так как в них участвует много кандидатов. При планировании расходов на президентские выборы всегда закладывается участие порядка 15 кандидатов. Я не думаю, что их будет больше, так как преодолеть барьер по числу подписей очень тяжело».
В Белоруссии стать кандидатом в президенты можно, собрав 100 тыс. подписей в свою поддержку, и удается это далеко не всем. Тем временем предвыборная борьба в стране уже стартовала, и первым в нее вступил именно Александр Лукашенко. Для начала он ввел в состав правительства несколько молодых чиновников и сменил нелюбимого в народе мэра Минска.
Затем сыграл на поле националистов: несколько раз потребовал увеличить преподавание белорусского языка в школах, на встрече с российскими журналистами 17 октября заявил, что Белоруссия имеет права на часть псковских, смоленских и брянских земель.
А уже 13 ноября, пригласив к себе с докладом главу КГБ Валерия Вакульчика, попросил его обратить внимание на претензии Польши на Гродненскую область. «Я хотел бы, чтобы вы мне доложили позицию… на основании местных материалов, какова там ситуация. Мы знаем, что устремления на Гродненскую область у отдельных государств слишком чрезмерны», — сказал Лукашенко.
Вообще тема выборов в выступлениях белорусского лидера звучит все чаще. На совещании в правительстве он заявил, что «покупать народ» высокими зарплатами и пенсиями накануне голосования не будет: «Никаких обещаний под выборы, никаких выплат под выборы быть не должно! — провозгласил президент. — Потому что в этих условиях, когда весь мир в рецессии, мы не расхлебаемся, если повыкидываем деньги. И никаких излишеств — пусть это народ услышит! Покупать народ за пустые деньги не нужно, потому что это выльется сразу же после этих выборов в страшную ситуацию».
А вот белорусская оппозиция кампанию толком не начала. Ее лидеры уже полтора года заняты тем, что пытаются организовать конгресс демократических сил с целью определить «единого кандидата», который должен стать главным конкурентом Лукашенко. Однако личные амбиции так до сих пор и не позволяют этого сделать.
Среди претендентов на звание лидера оппозиции — Ольга Карач, которая может стать первой в белорусской истории женщиной — кандидатом в президенты. Она соглашается, что общепризнанного авторитета среди оппозиционных политиков сейчас нет. Позднюю дату голосования Карач объясняет тем, что «правительство старается оттянуть дату выборов как можно дальше, чтобы решить ряд проблем в экономике Беларуси и в надежде, что Россия решит свои проблемы и сможет опять финансово поддержать Лукашенко». В то же время, по ее словам, «выборы назначены на такую дату, чтобы граждане еще не успели на себе почувствовать весь груз оплаты за отопление в полном объеме».
«Белорусская демократическая оппозиция каждый раз проводит президентскую кампанию под диктовку администрации президента, оправдывает неизбежный провал «моральной победой». Это эстафета амбиций, борьба за ресурсы доноров, а не за власть в стране, — считает политолог Сергей Марцелев. — Номинальный статист необходим власти даже сейчас (а лучше несколько), хотя украинские события дали Лукашенко карт-бланш на самый жесткий сценарий выборов. Можно было бы сломать эту постановку — провести кампанию солидарности с политзаключенным Николаем Статкевичем, выдвинув его в президенты. Но личная карьера отдельных политиков «последнего шанса» для них важнее — в конце концов, экс-кандидат в президенты — кульминация карьеры в политической оппозиции».
Редкая избирательная кампания в Белоруссии обходится без странных смертей.
И вот 10 ноября в своей квартире был найден мертвым генерал Валерий Фролов. Популярная в стране персона, опытный танкист, бывший депутат белорусского парламента, при этом он считался пророссийским политиком — одним из немногих в оппозиции. Летом этого года Фролов объявил о своих планах принять участие в президентских выборах. На момент смерти он как раз был занят тем, что собирал команду единомышленников. Причина кончины не ясна, но все знавшие Фролова утверждают, что он в свои 67 лет был на редкость здоровым человеком и неистощимым оптимистом.
«Думаю, большого разброса кандидатов на этих выборах не будет. Оппозиционное сообщество попытается выдвинуть кандидатов от разных коалиций или отдельных организаций, — говорит эксперт аналитического проекта Belarus Security Blog Виктор Евмененко. — Но до регистрации, вероятнее всего, дойдет пара кандидатов. Власть, конечно, будет перестраховываться, и если вдруг появится непредсказуемый или принципиальный соперник, то его не зарегистрируют. А старых оппозиционных спарринг-партнеров без проблем пропустят.
Власть прекрасно осведомлена о настроениях в оппозиции, а они такие, что никто в ее рядах на победу в этих выборах не нацелен и президентскую кампанию рассматривают как подготовку к парламентским выборам 2016 года. Поэтому, полагаю, нас ждут довольно спокойные выборы».
Так что повторения событий 2010 года ждать, скорее всего, не стоит. Тогда, напомним, в президенты Белоруссии баллотировались сразу десять кандидатов и выборы закончились массовыми беспорядками в Минске, попыткой штурма Дома правительства и множеством арестов (в том числе почти всех соперников Лукашенко). Оппозиция в результате была разгромлена почти до основания.