В четверг российский МИД призвал Израиль и Палестину принять срочные меры по деэскалации напряженности в Восточном Иерусалиме, заявив, что «происходящее вызывает глубокую обеспокоенность». Заявление прозвучало после того, как стало известно, что в связи с беспорядками в Иерусалиме власти Израиля приказали перебросить дополнительные силы полиции в город и закрыть доступ к Храмовой горе.
Накануне радикал-одиночка из движения ХАМАС, управляя грузовиком, въехал на железнодорожную станцию в пригороде Иерусалима. В результате этого инцидента пострадали 14 человек, а один полицейский погиб. Совершив теракт, водитель остановил грузовик, вышел из машины и напал на прохожих — полицейские были вынуждены его застрелить. Эти события произошли на фоне продолжающегося ухудшения отношений еврейского государства с США, руководство которых посылает все более ясные сигналы, что недовольно политикой премьера Биньямина Нетаньяху.
Контроль, полученный республиканцами над обеими палатами конгресса, может укрепить позиции друзей Израиля из числа правых консерваторов, однако Белый дом намерен и дальше продолжать давление на Тель-Авив. Как отмечают влиятельные американские эксперты, продолжение строительства поселений на палестинских территориях вызывает раздражение в Вашингтоне.
Недавно неназванный чиновник администрации США даже позволил себе резко высказаться персонально в адрес Нетаньяху, назвав премьера «трусом», о чем в нашумевшей статье сообщил журнал Atlantic. Официальный представитель Белого дома поспешил, правда, заявить, что слова чиновника ни в коем случае не отражают позицию администрации в отношении Израиля. А еще через пару дней в телефонном разговоре перед премьером Израиля извинился госсекретарь Джон Керри.
Но извинениями ситуацию не спасти. На этой неделе бывший советник Нетаньяху по национальной безопасности Яков Амидрор сказал, что отношения между странами дошли до низшей точки. Это случилось после того, как Госдепартамент назвал решение Тель-Авива о строительстве 1000 новых домов в той части Иерусалима, которая оказалась под контролем Израиля после Шестидневной войны, «несовместимым с мирными усилиями».
В ответ израильский премьер заявил, что его страна от своих планов отказываться не намерена. По словам Нетаньяху, внешняя критика лишь «отдаляет от мирного решения».
При этом позиция нынешней американской администрации находит поддержку в кругах либеральной еврейской интеллигенции в самих США. Авторы недавней редакционной статьи в газете The New York Jewish Week не преминули заметить, что для руководителя страны, которая зависит от американской помощи, такая позиция — это «отход от реальности».
Однако, как отмечает ряд международных экспертов, вина за срыв мирного процесса лежит и на самих США. Глава Госдепартамента Джон Керри так и не смог добиться начала серьезного мирного процесса, после того как удалось прекратить острую фазу палестино-израильского конфликта. Он начался с похищения трех израильских подростков, в ответ на которое Израиль провел самую масштабную за десятилетие полицейскую операцию на Западном берегу реки Иордан, приведшую к задержанию сотен палестинцев. Тогда же начались ракетные обстрелы Израиля с территории сектора Газа, на которые Тель-Авив ответил полномасштабной военной операцией, которая завершилась 26 августа подписанием соглашения о перемирии в Каире.
Но на этом урегулирование застопорилось.
Израильский политолог и бывший советник Нетаньяху Бени Брискин уверяет, что сейчас у Израиля просто нет возможности продолжать переговоры с Палестиной, поскольку ее представляют два движения — радикальное ХАМАС и более умеренное ФАТХ, — которые не могут договориться между собой:
«Весь этот комплекс сложных проблем в президентской администрации США не понимают или просто не хотят замечать», — говорит Брискин. По его мнению, поездки в регион Керри, «который не понимает происходящего», лишь еще «более испортили отношения».
«Им кажется, что на Израиль, возможно, удастся надавить, заломить руки Нетаньяху и заставить его подписать невыгодное для Израиля соглашение, чтобы к концу своего второго срока Обама смог отрапортовать об огромном дипломатическом успехе. Именно на этой почве разрастается конфликт», — говорит Брискин.
По его словам, в Израиле сложилось твердое убеждение, что администрация Обамы не ориентируется в международной политике, особенно в Ближневосточном регионе.
Действительно, революция в Египте, в ход которой не стали вмешиваться США, и триумф «Братьев-мусульман» (организация запрещена в России) нарушили хрупкую стабильность вблизи израильской границы. Израильтяне немного успокоились лишь тогда, когда к власти в Каире пришло более умеренное правительство генерала Аль-Сиси, лишенное при этом поддержки Вашингтона. Даже лидер Сирии Башар Асад, против которого Соединенные Штаты были готовы начать войну, рассматривается Израилем как многолетний предсказуемый противник — в отличие от радикалов из «Исламского государства» (организация запрещена в России).
«События в Египте, революция в Северной Африке, Ирак, ИГИЛ — все это вклады в копилку неудач, конфликтов, которые не прекращаются, — считает Брискин. — Израиль же — это некий островок западной цивилизации на Ближнем Востоке, который является передовой в борьбе с исламским террором всех мастей. В Израиле очень много компетентных специалистов по проблемам Ближнего Востока, значительно больше, чем в администрации Обамы».
США остаются главным гарантом безопасности Израиля и тратят на ее обеспечение $3 млрд в год, но трения между двумя странами возникли даже в военной сфере. Так, Белый дом решил приостановить продажу Тель-Авиву ракет «Хелфайр», которые используются для стрельбы с вертолетов, после того как обнаружил, что руководство страны обратилось напрямую в Пентагон, минуя администрацию.
В начале месяца администрация Обамы также отвергла просьбу главы минобороны Израиля Моше Яалона о встрече с советником президента США по национальной безопасности Сюзан Райс и госсекретарем Керри. Это было воспринято израильской стороной как недружественный шаг, отмечают эксперты.
Кроме того, Вашингтон пригрозил Тель-Авиву вообще прекратить дипломатическую поддержку Израиля в ООН — речь, прежде всего, о блокировании антиизраильских резолюций, — и это стало бы серьезным ударом по государству, которое без американской поддержки может остаться один на один с недружественно настроенными к нему арабскими странами.
Так, США могут не наложить вето на резолюцию, в которой от Израиля потребуют в ближайшие годы уйти с захваченных в 1967 году палестинских территорий.
Похоже, в данный момент это не слишком заботит Вашингтон, который более всего заинтересован в заключении мирного соглашения с Ираном по ядерной программе, несмотря на возражения того же Израиля, для которого Исламская Республика остается главным врагом на Ближнем Востоке.
Эксперт по региону из центра Risk Insurance Management в Дубае Теодор Карасик считает, что главным фактором, который повлияет на дальнейшие американо-израильские отношения, будет как раз «результат переговоров с Ираном».
Подписание финального соглашения с Тегераном по ядерной программе намечено на 24 ноября. В случае, если сторонам удастся достичь консенсуса, Иран получит возможность обогащать уран в мирных целях под международным контролем. В Тель-Авиве уверены, что Исламская Республика соглашения не выполнит и продолжит военную программу.
И вот тут результаты выборов в конгресс могут повлиять на ситуацию.
Обама заявил ранее, что для совершения сделки с Тегераном одобрение конгрессменов ему не нужно, но в силах дружественных Тель-Авиву республиканцев и части демократов будет как минимум увеличить расходы на военную помощь Израилю. Профессор израильского Университета имени Бар Илан Эйтан Гилбоа, специалист по американо-израильским отношениям, считает, что, потеряв контроль над конгрессом и став «хромой уткой», Обама вынужден будет ослабить давление на Израиль.
В той же скандальной статье в журнале Atlantic влиятельный обозреватель Джеффри Голдберг отмечал, что его высокопоставленные собеседники в Белом доме уверены: Израиль все равно не решится на крайние меры, в частности на удар по Ирану, а потому можно продолжать оказывать давление на него. Один из высокопоставленных чиновников заявил, что «Нетаньяху опасается начинать войну».
По мнению израильского политолога Авигдора Эскина, от охлаждения американо-израильских отношений может выиграть Россия. Он отмечает хорошие личные отношения Владимира Путина и Биньямина Нетаньяху: «Между Нетаньяху и Путиным настолько же хорошие отношения, насколько существует полная несовместимость между Нетаньяху и Обамой», — говорит Эскин.