Украинский кабмин опубликовал на своем сайте список чиновников, уволенных в соответствии с законом «О люстрации». В него среди прочих попали заместитель министра обороны Игорь Кабаненко, глава Государственного космического агентства Юрий Алексеев, руководитель Государственной службы экспортного контроля Владимир Демехин, председатель Государственного агентства водных ресурсов Василий Сташук — всего 21 человек. Еще 19 руководителей центральных органов исполнительной власти, подпавших под закон «О люстрации», покинули свои рабочие места по собственному желанию еще до его вступления в силу.
По словам премьер-министра Украины Арсения Яценюка, это только первый этап чисток и увольнения продолжатся. Правительство уже предложило президенту уволить еще десять членов Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку во главе с председателем Дмитрием Телевевым и главу Кировоградской облгосадминистрации Сергея Кузьменко.
Минюст утверждает, что всего под «трудовую люстрацию» может подпасть до 2 тыс. чиновников. «Трудовая» или автоматическая люстрация предполагает автоматическое увольнение, других же госслужащих — это порядка миллиона человек — будут проверять специальные комиссии.
Начальник управления конституционного и административного законодательства минюста Украины Ирина Чипенко сообщила «Газете.Ru», что люстрация может занять два ближайших года, хотя в самом ведомстве все документы для старта процедуры уже готовы. «По нашим расчетам, полностью закончить проверку можно в 2016 году, это уже с учетом органов местного самоуправления», — сказала чиновница. Чипенко уточнила, что МВД, СБУ и фискальная служба будут сразу проверены до уровня территориальных управлений, поскольку будут представлять информацию о проверяемых чиновниках.
Закон предусматривает увольнение всех чиновников, которые были членами команды Януковича более одного года. Принципы, по которым будет проходить люстрация, разъяснил министр юстиции Павел Петренко.
«Плюс закона в том, что он прямого действия. Ты был чиновником на высших управляющих должностях больше года в период с 2010 по 2014 год? Ты работал в период Майдана на высших должностях? Фабриковал судебные решения против участников Революции достоинства, а потом они были реабилитированы? Ты уволен», — заключает чиновник.
Для Игоря Кабаненко увольнение стало неожиданностью: замминистра обороны узнал о нем по возвращении из командировки «из интернета». «Чудесно! Исполнилась мечта Януковича и компании убрать меня из государственной жизни», — эмоционально прокомментировал он новость об увольнении в своем фейсбуке. Обсуждать причины отставки и карьерные перспективы Кабаненко отказался.
Подобное развитие событий пришлось по душе далеко не всем. Так, один из командиров батальона «Донбасс» Павел Ус отмечает, что «под люстрацию первыми почему-то подпали лучшие люди из старой гвардии». «А Игорю Кабаненко — большой респект и уважуха. Верю, что вы еще сможете сделать очень многое для Украины», — добавляет он.
Генпрокурор Украины Виталий Ярема заявил журналистам, что в его ведомстве под люстрацию подпадают 88 чиновников. «Под одну гребенку ставить всех нельзя. Есть люди, которые помогали Майдану и не выполняли преступные приказы, а лишь находились в должности при Викторе Януковиче», — полагает глава ГПУ.
Некоторые чиновники после принятия закона о люстрации стали увольняться сами, не дожидаясь соответствующего решения президента. Так поступил, например, глава Государственного агентства по восстановлению Донбасса Андрей Николаенко. «Президент подписал закон о люстрации. Поэтому я не стал дожидаться чьего-то решения и принял его сам. Формально я же представитель «злочинної влади». Закон же не определяет, был ли в зоне АТО, не был, кем работал», — объяснил он журналистам. До назначения главой агентства Николаенко работал первым замом главы Донецкой облгосадминистрации Сергея Таруты. Последний, к слову, тоже был уволен на днях.
Ушел и вице-губернатор Харьковской области Василий Хома. «Я не делаю из этого трагедии. Есть закон», — сказал он «Газете.Ru». Но тут же добавил, что на формирование новой команды власти понадобится один-два года, а люстрация проходит «слишком быстро и резко».
Заместитель военного комиссара Харьковской области Юрий Калгушкин тоже решил уйти сам. Говорит, что люстрацию поддерживает: «Но лишь в том случае, если придут достойные люди».
Первый замглавы Госавиаслужбы Александр Гречко сообщил «Газете.Ru», что ему предложили два варианта — уйти «или по собственному желанию, или по люстрации». Вдаваться в детали своего увольнения чиновник отказался. Теперь, по словам Гречко, он рассчитывает найти работу в частных структурах, но первым делом планирует поехать «на рыбалку».
Вслед за председателем Госпогранслужбы Николаем Литвином рапорт подали его первый заместитель Павел Шишолин и еще пять генералов. Про то, что у него есть уже «стопка заявлений на увольнение», говорил и Яценюк. Среди написавших их — первый заместитель главы министерства экономического развития и торговли Анатолий Максюта.
Впрочем, в искренность чиновников верят не все. Глава люстрационного комитета Егор Соболев говорит, что чиновники таким образом пытаются избежать включения своей фамилии в реестр госслужащих, подпавших под чистку.
«Люди думают, что закон вечно действовать не будет, люстрацию отменят, а пока нужно пересидеть», — объясняет он.
Больше всего люстрации опасаются милиционеры. Глава МВД Арсен Аваков заявляет, что для ведомства это не проблема: в штате остались только 50% сотрудников, которые работали до его вступления в должность. Но один из киевских милиционеров на условиях анонимности признался, что люстрации опасаются многие. «Люстрация — глупость. Уволят, например, опытных разыскников, следователей. Кто будет расследовать преступления? Киев может захлебнуться в насилии, воспрянут духом ОПГ. Простым милиционерам тоже страшно: они же ничего больше делать не умеют. Не строителями же им идти работать. Многие переквалифицируются из милиционеров в бандиты — про слабости системы они же хорошо знают», — сказал старший лейтенант.
Политолог Вадим Карасев в интервью «Газете.Ru» высказал мнение, что многое будет зависеть от того, как пройдет процесс чисток: если он будет проводиться в строгом соответствии с буквой закона, то ситуация может «дойти до абсурда» и «служащих, особенно силовиков», в стране может вообще не остаться. Чиновников он называет заложниками политических режимов, а не их строителями. При этом политолог опасается, что в ходе люстрации Украина может потерять «профессионалов», которых «профессиональные патриоты» заменить не смогут.
Люстрация угрожает миллиону госслужащих Украины, но в то, что она будет завершена, верят не все. Например, глава Кировоградской обладминистрации экс-«регионал» Сергей Кузьменко, уволить которого президента просил лично Яценюк, убежден, что люстрация — это не более чем пиар перед выборами. «Уже через неделю все успокоится», — полагает он.