Документ был принят парламентом с третьей попытки 16 сентября. В конечный вариант внесли более 400 поправок, сделав его менее жестким. 25 сентября он был подписан председателем Верховной рады Александром Турчиновым. Тогда же он обратился к президенту с просьбой подписать его как можно скорее.
В ответ Порошенко пообещал: «Люстрации быть. Госаппарат будет очищен от агентов КГБ и верхушки Партии регионов».
Об очищении власти
Арсений Яценюк изначально оценил количество людей, которые могут подвергнуться люстрации, в 1 млн человек: главная мишень закона — бывшие советские функционеры, силовики и близкое окружение свергнутого президента Виктора Януковича.
Согласно проекту закона, чиновники должны будут предоставить письменное согласие на проведение проверки, автобиографию и копию паспорта. «Проверка субъектов проверки, претендующих на занятие выборной должности, проводится в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня предоставления согласия на проведение проверки. Этот срок не может быть продлен», — говорится в документе.
Проверкой данных займется ЦИК. Попавшие под люстрацию или отказавшиеся от проверки могут лишиться постов сроком на 10 лет.
Хотя попавшие под люстрацию и не имеют права в течение этого периода занимать любую госдолжность в исполнительной власти, они могут избираться в парламент.
Люстрация не коснется тех, кто избирается или уже избран. Это, что неудивительно, президент, депутаты Рады или местных советов.
Попадают же под люстрацию в первую очередь лица, занимавшие руководящие должности в партийных и силовых ведомствах СССР, а также те, кто был связан с КГБ. Люстрируют чиновников, занимавших высшие должности в исполнительной и судебной власти с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года (президентство Януковича), если они во время событий «евромайдана» не ушли в отставку по собственному желанию.
Под люстрацию попадут все основные враги «евромайдана». Среди них сотрудники МВД, прокуратуры и СБУ, следователи органов досудебного расследования, дознаватели, оперативные работники, инспекторы, которые проводили следственные и оперативные действия в отношении участников акций гражданского протеста и массовых мероприятий в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года.
Кому грозит
Политическая элита многих постсоветских стран состоит из бывших комсомольских функционеров, так же обстоят дела и на Украине. Лидер партии «Сильная Украина» Сергей Тигипко, который с 2010 по 2012 год занимал пост вице-премьера по экономическим вопросам в правительстве Николая Азарова, в 1980-х годах работал в руководстве днепропетровского ВЛКСМ. Спикер Верховной рады Александр Турчинов с 1987 по 1990 год был секретарем райкома комсомола. Глава «Оппозиционного блока» Юрий Бойко в 2010–2012 годах возглавлял министерство топлива и энергетики, а в 2012–2014 годах был вице-премьером Украины. Лидер Коммунистической партии Петр Симоненко был секретарем Донецкого областного комитета ЛКСМУ, а через два года стал секретарем ЦК ЛКСМУ. Список можно продолжать долго.
Интересно, что сам президент Порошенко занимал пост министра экономического развития и торговли с марта по декабрь 2012 года, то есть в правление Януковича. Впрочем, как и было сказано выше, закон запрещает функционерам Януковича занимать должности в исполнительной ветви, но это не коснется избранных политиков.
Ранее против закона о люстрации выступил генпрокурор Украины Виталий Ярема, заявивший, что массовая люстрация нарушает принцип индивидуальной ответственности. «Если он вступит в силу, появится большое количество обращений в суд и ЕСПЧ», — заявил генеральный прокурор.
Реакция ведомств
Министерство юстиции Украины пройдет люстрацию первым, заявил председатель люстрационного комитета Егор Соболев, передает ТСН. «Министр юстиции Павел Петренко должен стать первым человеком, который пройдет люстрационную проверку и покажет пример своим подчиненным», — сказал Соболев.
Под действие закона попадет 94% руководящего состава Государственной фискальной службы (ГФС) Украины, заявил глава ведомства Игорь Билоус.
«Мы все в ожидании решения по закону о люстрации, поскольку именно наш орган, как никто другой, попадет под люстрацию. Я готов сказать, что 94% руководящего состава будет уволено, если закон будет подписан. Это очередной вызов для всей налоговой и таможенной системы», — сказал он на пресс-конференции в Киеве в пятницу.
Министр обороны Украины Валерий Гелетей в своем министерстве сделает исключение для люстрации тех солдат и офицеров, что служат в зоне АТО. Люстрация будет проведена в первую очередь среди тех, кто занимается вопросами военного обеспечения.
«Самая лучшая люстрация — это зона АТО», — заявил Гелетей.
В некоторых украинских министерствах уже массово увольняются чиновники, не дожидаясь результатов люстрационной комиссии, например, в Госпогранслужбе, передает «Интерфакс-Украина» со ссылкой на источники. По данным собеседника агентства, под люстрацию попадает более 100 пограничников из высшего офицерского состава и весь руководящий состав службы уже находится в процессе увольнения. «Уволился заместитель Николая Литвина (который возглавлял Госпогранслужбу Украины более 10 лет) Павел Шишолин, ряд руководителей департаментов и управлений погранведомства, их заместители. В основном это генералы и полковники», — рассказал собеседник агентства.
В Службе безопасности Украины уже проведена люстрация высшего звена руководства, а вступление в силу закона «Об очищении власти» коснется каждого пятого офицера. Об этом заявил председатель СБУ Валентин Наливайченко.
Активный критик окончательной версии закона генеральный прокурор Виталий Ярема считает, что после вступления в силу закона «Об очищении власти» он будет обязан уволить около 100 сотрудников органов прокуратуры.
По его словам, среди них не будет лиц, причастных к политическим репрессиям, уволить же придется сотрудников, которые «в самые сложные времена, рискуя всем» помогали Майдану. От тех прокуроров, которые принимали участие в репрессиях, избавились сразу после смены руководства ведомства, кроме того, в регионах был сменен руководящий состав и уволены около 1,5 тыс. человек.
Последствия закона
После развала СССР люстрацию прошли Чехия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Румыния, Венгрия и Восточная Германия. Она коснулась в первую очередь бывших советских функционеров, а также сотрудников и агентов КГБ.
Директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев говорит, что вопрос в том, как власти будут трактовать закон.
Если строго следовать закону, Украине может попросту не хватить кадров, и госаппарат будет окончательно разрушен.
«Поэтому закон можно рассматривать как предупреждение элитам, предложение задуматься и стать более лояльными. А с другой стороны, это ответ запросу масс. Ранее процедура ротации элит не работала, была плановой или застойной, и таким образом украинские власти пытаются найти работающий механизм смены элит», — объяснил Карасев.
Закон формально должен затронуть многих, но необязательно все будут уволены, считает глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. Процесс люстрации будет растянут по времени как минимум на полтора-два года. Каждое решение по увольнению будет приниматься комиссией, необязательно всех подпадающих под люстрацию ждет автоматическое увольнение.
Последствиями закона станет множество правовых и политических конфликтов, указывает Фесенко.
В будущем могут быть жалобы в Конституционный суд, попытка пересмотра закона или признание отдельных норм неконституционными в составе нового парламента, даже пусть и более «майданного», чем нынешняя Рада.
Саму люстрацию затруднят бюрократические проволочки, поскольку государству нужны новые органы для проверки всех чиновников.
«В законе есть нестыковки с трудовым законодательством, нормами конституции. Некоторые правозащитники, даже связанные с «евромайданом», прогнозируют тысячи исков в ЕСПЧ», — указывает Фесенко.
«На самом Майдане лозунг о «полной люстрации» был популярен. Действительно, сторонников «евромайдана» раздражает множество старых функционеров, с другой стороны, тему используют и отдельные политические силы. Но президент и многие государственные руководители понимают, что закон несовершенен. Любая попытка масштабной люстрации ведет к серьезным политическим рискам, — рассуждает эксперт. — Ведомства будут подходить к люстрации гибко, поскольку могут возникнуть проблемы с поиском новых квалифицированных кадров на должности с низкими зарплатами. Например, есть гигантские проблемы с ротацией милицейских кадров, прежде всего в Донбассе. Закон — продукт революционной романтики, и с его исполнением связано множество проблем — от правовых до социально-политических».