В окончательный состав межфракционной группы на сегодняшнем заседании были рекомендованы представители комитета по конституционному законодательству единоросс Владимир Поневежский, который, видимо, ее возглавит, Сергей Иванов (ЛДПР), Александр Агеев («Справедливая Россия»), Вадим Соловьев (КПРФ), от комитета по регламенту — Надежда Герасимова (ЕР) и Александр Курдюмов (ЛДПР). Комиссию нижней палаты по этике представит коммунист Андрей Андреев. Вероятно, в нее еще войдут представители «Справедливой России», которая пока не определилась с полным списком.
Новообразованная группа должна придумать, какие санкции следует применять к народным избранникам, которые слишком давно не появлялись в стенах Госдумы. Речь идет прежде всего о двух представителях фракции «Справедливой России» — Алексее Митрофанове и Илье Пономареве. Первый, лишенный в июне депутатского иммунитета, с тех самых пор не появляется не только на парламентских заседаниях, но и в стране, проходя лечение то ли в Израиле, то ли в Германии.
В свою очередь Пономарев опасается, что в случае возвращения обратно из России его уже не выпустят из-за претензий следственных органов, требующих от депутата возвращения якобы незаконно полученных в Сколково гонораров.
Наказывать прогульщиков предлагается рублем.
В начале октября первый зампред фракции «Единой России» Николай Булаев предложил лишать безответственных парламентариев зарплаты. Владимир Поневежский придерживается, однако, чуть более умеренных позиций. Он ратует прежде всего за то, чтобы воздействовать на разгильдяев гласностью: «Нужно сообщать в СМИ и главам тех регионов, от которых они избирались. Чтоб люди знали».
А в качестве экономического стимулирования к более ответственному труду — лишать надбавок, оставив базовую часть зарплаты.
Однако надбавки — это четыре пятых депутатского довольствия. С ними думцы получают порядка 425 тыс. руб., без — только 81 тыс. Так что, по сути, это то же лишение.
Но прежде всего депутатам нужно определиться с тем, какой прогул следует считать злостным, а какой нет. Иначе под санкции может угодить большая часть депутатского корпуса. Причем эта проблема давнишняя. Еще в 2010 году было решено бороться за повышение дисциплины народных избранников. Ради этого тогда изменили график пленарных заседаний, перенесли час голосования на вечер и даже ввели обязательное панорамное фотографирование.
Общественная палата тогда провела мониторинг посещаемости ГД и выявила «значительное число прогульщиков», однако обнародовать их список посчитала «бессмысленным». Тем не менее в СМИ назывались имена самых нерадивых — единороссов Леонида Симановского, Андрея Скоча, Александра Бабакова, Алины Кабаевой, либерал-демократа Леонида Слуцкого…
Никаких репрессивных мер в итоге предусмотрено не было, и депутатская вольница продолжалась бы еще долго, если бы не двое справедливороссов, которые вызвали на себя огонь критики коллег.
Отныне в Думе грозят, что будут относиться к прогулам почти как в школе.
«Болезнь депутата или его близких родственников, командировка, какие-то чрезвычайные обстоятельства могут быть признаны уважительными для отсутствия депутата на рабочем месте. Все остальные — неуважительные», — пояснил «Газете.Ru» Владимир Поневежский. Это должна устанавливать фракция — возможный механизм выявления прогульщиков. Если депутат отсутствовал, он должен предоставить фракции необходимые документы. Если фракция согласится признать их уважительными, вопрос снимается.
«Если же нет, — развивает свою мысль Поневежский, — то она направляет документы в комиссию по этике, которая также должна их рассмотреть, убедиться, что уважительных причин для отсутствия на рабочем месте у депутата не было. А затем предложить руководству Думы меры воздействия».
Зампред комиссии по этике Андрей Андреев отмечает, что, несмотря на понятное общественное возмущение депутатской недобросовестностью, никаких законов прогульщики не нарушают.
Поэтому, какие бы решения ни были приняты для повышения парламентской дисциплины, они должны найти отражение в законодательных актах.
«У нас в комиссии по этике в разработке находится кодекс депутатской этики, и часть вопросов мы позаимствуем. И это не просто так: пришли, собрались и решили. Решения будут коллегиальными, и они должны повлечь за собой законодательные изменения — поправки в закон о статусе депутата ГД, ряд других законодательных актов».