Собеседники «Газеты.Ru» уверяют, что пока альтернативы Захарченко и Плотницкому в республиках нет. Москве удобно продолжать работать с ними по социально-политическим и военным вопросам. Один из источников подтвердил, что, по планам организаторов выборов, в обеих народных республиках будут зарегистрированы не более двух кандидатов на кресло премьера и не более двух избирательных блоков для выборов в парламенты.
«Остальных, возможно, будут снимать по формальным основаниям», — пояснил источник.
Собеседник связал искусственное ограничение конкуренции с дефицитом ресурсов и невозможностью провести полномасштабную кампанию в условиях, приближенных к военным. При этом отказ от выборов в принципе не представляется целесообразным: сепаратистам нужна дополнительная легитимность.
Сейчас ДНР и ЛНР занимают менее половины территорий Луганской и Донецкой областей.
Но, судя по выступлению Владимира Путина, который назвал тех, кто не считает Краматорск частью Украины, полными идиотами, Кремль такая диспозиция устраивает.
Собеседник «Газеты.Ru» из структур самопровозглашенных республик предрекает, что выборы помогут Захарченко и Плотницкому закрепиться в своих анклавах в Луганске и Донецке и заняться взятием под контроль всех финансово-промышленных структур в регионе.
«Фактически эти выборы приведут к «заморозке» территорий Донбасса и закреплению власти полевых командиров. Сейчас Москва ставит на внутренние проблемы Украины, усиление раскола в новой Раде и волнения, которые могут привести к новому Майдану, — объясняет другой источник. — Поэтому текущая конфигурация ДНР и ЛНР их устраивает. Сейчас в ДНР и ЛНР две партии: условная партия переговоров и мира, которую олицетворяют команды текущих премьеров. И партия идейных сторонников войны до победного конца типа Алексея Мозгового, Игоря Стрелкова и Павла Губарева. Пока Москва ставит на первых, но, в случае нового витка войны, может перенаправить помощь и вторым».
Но многие полевые командиры, которые в условиях военного времени контролируют гражданскую администрацию на своих территориях, высказывают все больше сомнений в законности и необходимости самой нынешней кампании. Например, армия атамана Николая Козицына считается второй по величине в Луганской области после отрядов премьера Игоря Плотницкого.
Трения между полевыми командирами и начальством самопровозглашенных республик в некоторых случаях выливаются в открытый конфликт. Так, «группа быстрого реагирования вооруженных сил ЛНР» под названием «Бэтмэн» чуть не вступила в перестрелку с представителями властей при попытке зарегистрировать своих кандидатов на выборы. В обнародованном ролике «Кровавые выборы в Луганске» они жалуются на непрозрачность механизмов регистрации и искусственный отсев кандидатов.
С воинственными заявлениями о том, что выборы — это фарс и спектакль, регулярно выступают Мозговой и Стрелков.
Выборы депутатов Народных советов и глав ДНР и ЛНР назначены на 2 ноября 2014 года. Ранее в руководстве обеих республик день голосования хотели перенести на 9 ноября по причине проблем с инфраструктурой выборов, но в итоге от такого решения отказались.
Согласно законам о выборах главы ДНР и ЛНР, руководителем самопровозглашенных республик может стать гражданин старше 30 лет, постоянно проживающий на территории Донецкой или Луганской области не менее десяти лет и собравший в свою поддержку одну тысячу подписей.
Проходной барьер в заксобрание обеих самопровозглашенных республик установлен на уровне 5%. В парламенте ДНР 100 мест, ЛНР – 50. Выборы проходят по пропорциональной системе, списки выдвигаются не от партий, а от общественных объединений, их регистрация началась 3 октября и пройдет до 24 октября. Срок полномочий главы республики и депутата Народного совета — четыре года.
Кандидат в депутаты должен быть старше 21 года, последние пять лет непосредственно перед выборами он должен проживать на территории, ныне занятой непризнанными республиками.
На этот ценз жаловались некоторые собеседники «Газеты.Ru», активно участвовавшие в антимайданных и сепаратистских движения в соседних областях Украины.
Замдиректора российского Центра политических технологий Алексей Макаркин сравнил голосование в «Новороссии» с выборами, которые проводились в 1997 году в Чечне, получившей фактическую независимость от Москвы. В тогдашней «Ичкерии» также сосуществовали относительно умеренные силы и радикалы, которые не признали поражение при голосовании и свергли относительно легитимную новую власть.
«Масхадовские выборы были конкурентными, хоть и проходили в специфической обстановке и вызвали массу вопросов, особенно по вопросу участия в голосовании русских и чеченских беженцев и отсутствию пророссийских кандидатов. Но для нейтральных чеченцев и участников вооруженных формирований это были реально конкурентные выборы. Масхадов тогда надеялся на признание итогов со стороны Запада, а Басаев уже смотрел в сторону Аль-Каиды (организация запрещена в России)», — объясняет Макаркин. — С выборами же в ДНР и ЛНР изначально ясно, что Запад их не примет, а впоследствии они, как и в Чечне, могут закончиться вооруженными столкновениями».
Российскую политику Макаркин сравнивает с более поздним чеченским сюжетом — выборами Ахмата Кадырова в 2003 году.
«Ситуация похожа, поскольку выборы в ДНР и ЛНР также организуются под эгидой России и она проводит их так, как считает необходимым: необходимо найти ставленника, который отвечает за эту территорию, как это было с Кадыровыми».
Проблема в том, что Москва не контролирует территорию самопровозглашенных республик.
«Россия не может приказать прекратить войну полевому командиру, который не прислан из России и зачастую имеет негативное отношение к политике Москвы. Плюс фигура Захарченко: он бывший слесарь в шахте, удобен для России, но за ним нет великих свершений даже по местным меркам, он не оборонял Славянск, не участвовал во многих критически важных сражениях, хоть и был ранен, и получил георгиевский крест от Стрелкова».
По словам эксперта, у многих командиров, вроде Мозгового и идейных «стрелковцев», имеются претензии и к премьеру ЛНР Плотницкому:
«Напряженность будет сохраняться, и непонятно, как будут договариваться с недовольными. Население готово на все, лишь бы не замерзнуть и не голодать».
Это дает России и ее ставленникам гигантское преимущество, так как только она обладает необходимым ресурсом, чтобы удовлетворить минимальные нужды людей. Макаркин не исключает и физической ликвидации особо ретивых и амбициозных командиров, недовольных политикой центра.
После выборов ничего не изменится, согласен ополченец и координатор негуманитарной помощи ДНР Александр Жучковский.
«И с чего авторитету премьеров вырастать после выборов? Перед мирными жителями они себя толком не зарекомендовали, то есть не доказали, что они точно лучше иных политиков, а у ополченцев авторитеты - их непосредственные командиры. Высшего авторитета, арбитра, как Стрелков, нет, к сожалению, поэтому все так шатко», - заключает ополченец.