В среду глава украинской Государственной службы страны по делам ветеранов, инвалидов и участников АТО Артур Деревянко заявил о возможном расширении зоны АТО. По его словам, туда могут войти не только Донецкая и Луганская области, но и «некоторые районы» Харьковской области. Высказывание Деревянко вызвало нешуточный ажиотаж и спровоцировало появление многочисленных сообщений, в которых говорилось о желании добиться эскалации конфликта.
На фоне заявленного процесса перемирия такие предложения действительно выглядят более чем странно. Как рассказал «Газете.Ru» заместитель главного редактора «Еженедельного журнала» Александр Гольц, «подобные операции выиграть невозможно. Если они имеют в виду под АТО использование военной силы, то это мгновенно превратит относительно спокойный регион, где и сепаратистов-то и не видно, в новую пороховую бочку».
Однако похоже, ничего подобного украинскими властями и не планировалось: в СБУ поспешили опровергнуть высказывания главы ветеранов АТО. Советник главы СБУ Маркиян Лубкивский заявил, что «никакого расширения не планируется», и назвал ситуацию «неоправданным ажиотажем».
Как оказалось, Деревянко просто пытался выбить для своих подопечных новые льготы. Советник главы МВД Украины Антон Геращенко обратил внимание «Газеты.Ru», что заявление было сделано главой организации, которая представляет интересы участников боевых действий.
То есть речь идет не о буквальном расширении зоны боевых действий, а о возможности для военных, находящихся в Харьковской области, получить соответствующий статус и причитающиеся льготы.
В июне президент Украины Петр Порошенко заявил, что все военнослужащие, которые участвуют в АТО, получат статус «участников боевых действий». На территории современной Украины, где боевые действия до начала конфликта на юго-востоке никогда не велись, такой статус имеют советские ветераны Афганистана и участники миротворческих миссий в других странах. Эта категория лиц пользуется льготами при получении различного рода услуг.
Аналогичным образом часто поступали и в России, на Северном Кавказе, где силовики часто расширяли зоны контртеррористических операций.
Это делалось для того, чтобы военные, которые непосредственно и не соприкасались с противником, могли иметь возможность получить дополнительные льготы. Правда, у этого была и разумная мотивация: многие военнослужащие, которые находились недалеко от зоны боевых действий, также могли подвергнуться нападению боевиков.
По мнению члена правления международного правозащитного и благотворительного общества «Мемориал», участника «полевых миссий» на Северном Кавказе Александра Черкасова, Украина наступает на те же грабли, что и в свое время Россия, представляя боевые действия в стране как контртеррористическую операцию.
«Это попытка не называть вещи своими именами», — говорит Черкасов, по словам которого, в России подобная ситуация была связана с «многочисленными нарушениями прав военнослужащих». Согласно обзору практики Верховного суда России, после двух чеченских войн военнослужащие столкнулись с многочисленными практиками отказа в выплатах за фактическое участие в боевых действиях. Только в 2002 году было более 5,5 тыс. подобных случаев.
Харьковская область, часть которой якобы могла попасть в зону антитеррористической операции, сегодня полностью подконтрольна центральному Киеву. Большая часть Луганской и Донецкой областей также находится под контролем киевских властей — сепаратистами занято менее половины их территории. Заявления Деревянко, скорее всего, не будут воплощены в жизнь. С учетом финансового состояния Киева украинские власти вряд ли пойдут на увеличение количества льготников.
Подобные заявления лишь усиливают напряжение у участников конфликта.
Во вторник украинские силовики заявили, что со среды в зоне конфликта действует режим тишины, согласованный с международной группой по мониторингу, в состав которой входят представители России, Украины и ОБСЕ.
Однако ополченцы утверждают, что не получали никаких уведомлений от Киева, и назвали заявления предвыборным пиаром киевских властей. По их данным, в среду киевские власти вели обстрел в районе пунктов Горловка и Дебальцово, а также в районе донецкого аэропорта.
В настоящее время украинские силовики проводят процесс демаркации границ, чтобы закрепить зоны, которые на сегодня контролирует украинская армия. Подобную же демаркацию Украина собирается провести и на границе с Россией. В среду официальный представитель МИД Украины Евгений Перебийнис заявил, что украинская сторона будет готова к двусторонней демаркации границ с Россией, если российская сторона будет «демонстрировать конструктивный подход» к этой проблеме.