События накануне «Марша мира» складывались как по нотам: буквально в один и тот же день появились слухи, что мероприятие то ли на грани отмены, то ли уже отменено, что на заседании Совбеза вот-вот будет обсуждаться отключение России от глобального интернета, что иностранным компаниям запретят владеть российскими СМИ и что на самом шествии ожидаются провокации. Схожий апокалиптический фон сопровождал и первый «Марш мира» в марте нынешнего года.
Похожим оказался и итог этой предварительной мобилизационной накачки: на столичные бульвары вышли несколько десятков тысяч человек примерно с тем же настроением: «А вдруг в последний раз».
Лидеры оппозиции тут же сообщили о ста тысячах несогласных, полиция привычно отрапортовала о трех-пяти; истина, как всегда, где-то посредине. Тем не менее самим участникам акции ее многолюдность заметно подняла настроение. Как сказала корреспонденту «Газеты.Ru» Ирина Прохорова, после всех последних событий она вовсе не ожидала такого наплыва людей.
Вполне возможно, что людей вышло действительно больше, чем весной, ведь на этот раз сотрудники правоохранительных органов пошли то ли на разумный логистический ход, то ли на «военную хитрость» и пустили демонстрантов по обеим сторонам Петровского и Рождественского бульваров.
В результате с верхней точки Трубной площади могло показаться, что вереница людей не так уж велика, хотя на самом деле они были просто рассредоточены. Большинство, как водится, составляли не политические активисты, а обычные москвичи.
Между тем даже попасть на марш уже по традиции оказалось едва ли не самой трудной задачей. У рамок металлоискателей, расположенных прямо рядом с улицей с актуальным названием Малый Путинковский переулок, скопилась огромная толпа, заполнившая пространство Пушкинской площади чуть ли не до Тверской. «Ой, ну проверяют, прям как в аэропорту, — ворчали в очереди. — Сейчас нас всех и отправят малайзийским «Боингом».
На самом деле сотрудники полиции были вполне лояльны к проходящим, ограничиваясь по большей части лишь визуальным осмотром личных вещей. Преодолевших первое и главное препятствие ожидал громогласный мегафон, возвещавший: «Либералы – налево, русские националисты, правая колонна, — прямо по курсу. Я повторяю, правые – прямо, ждем вас под имперскими знаменами!»
Так и шествовали они под имперскими флагами против новой империи, за ними потянулись в итоге и те, кто, подобно корреспонденту «Газеты.Ru», не успел свернуть налево. В результате могло сложиться впечатление, будто именно они составляют если не основную, то самую громогласную часть шествия.
Здешние речевки были как минимум эпатажными: ополченцам предлагали сгореть в аду, а батальону «Азов» пели славицы.
По левую сторону бульвара под черными флагами солировали анархисты: «Государство – главный враг, выше-выше черный флаг!», «Просто хочется жить – никому не хочется служить!»
Все вместе перебрасывались речевками: «Россия будет свободной – Украина будет свободной». Не обошлось и без традиционного: «Слава Украине – героям слава». Именно этой майданной кричалкой с корнями из истории ОУН-УПА (организация запрещена в России) проводили небольшую группку ухмылявшихся подростков, проскользнувших в какой-то момент по тротуару с флагом ДНР.
Уже позже, на проспекте Сахарова, на вопрос корреспондента «Газеты.Ru», не смущает ли ее такое громогласное соседство, Ирина Прохорова улыбнулась и показала на свой собственный небольшой плакат «У меня просто другое мнение»:
«Здесь у очень многих разное мнение, далеко не со всем я согласна, но главное, что люди здесь объединены категорическим неприятием братоубийственной войны. Мне кажется, это сейчас важнее всего – как говорили наши мамы и папы, бабушки и дедушки, «лишь бы не было войны».
В либеральном авангарде марша традиционно распевали «Долой власть чекистов» и «Россия без Путина», но куда чаще звучал главный лозунг мероприятия «Нет войне», а на неоднозначное «Слава Украине» отвечали «Россия, Украина – дружба, а не война». Российский триколор соседствовал здесь с украинскими флагами, оранжевые флаги движения «Солидарность» — с бело-голубыми «Партии прогресса» Алексея Навального. Нашлось место и флагам НАТО. Из традиционных не хватало только знамен «Яблока».
Позже партия Григория Явлинского и Сергея Митрохина разъяснила, что полиция изъяла главную «яблочную» растяжку «Война с Украиной – позор России» и демократы остались без объединяющего стяга.
Здесь же активно обсуждали и отвечали на два, пожалуй, главных вопроса, которые задавали скептики накануне шествия: зачем выходить на «Марш мира», если мир вроде как уже достигнут, и почему, призывая прекратить поддержку сепаратистов, организаторы симметрично не требуют остановить украинскую силовую операцию?
«Если топор войны однажды откопан, то нужно быть абсолютно твердо уверенными, что его закопали обратно, — объясняла Ирина Прохорова. – Это слишком большой обман. Теперь очень важно показать власти, что есть многие (и эти многие готовы собраться и выйти вместе), кто не приемлют военного решения проблемы в принципе. Не должно быть ни малейшего соблазна даже вернуться к нему».
На вопрос о симметричных призывах к Петру Порошенко один из активистов «Солидарности» заметил, что здесь собрались граждане России: «Да, мы бы хотели бы аналогичной акции на улицах Киева, но это дело украинцев. Наша же ответственность – это действия нашей страны, нашего правительства и нашего президента. Поэтому я не вижу никакого противоречия в том, что акция за мир в нашем случае оказалась одновременно оппозиционной».
Настроение в один из последних теплых осенних дней было несколько испорчено только у тех, кто решил не добираться до окончания шествия на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца и выскочить чуть раньше – у метро «Чистые пруды».
У перехода их ждали немногочисленные, но весьма активные товарищи, увешанные георгиевскими ленточками, с аккуратными типографскими плакатами про «национал-предателей», «друзей хунты», «Донбасс, утопленный в крови» и «деньги Госдепа».
«Что вы не скачете-то, а? Майдана вам мало? НАТО к себе под окна уже позвали?» – негодование не казалось уж слишком наигранным. Сотрудники полиции на жалобы демонстрантов по поводу действий «провокаторов» никак не реагировали и настоятельно советовали проходить дальше в метро.