Как принимали
Законопроекты не сильно отличаются от ранее анонсированных документов: они предусматривают особый порядок местного самоуправления для территорий в зоне АТО, поддержку русского языка, собственную народную милицию, экономическую поддержку и др. Поменялась дата возможных выборов: теперь их рекомендовано назначить на 7 декабря 2014 года, а не на ноябрь.
Законопроекты были анонсированы внезапно, без широкого обсуждения и обсуждались Верховной радой в закрытом режиме и без широких консультаций с общественностью. Как ранее объяснил «Газете.Ru» политолог Вадим Карасев, украинский президент старался провести закон до октябрьских выборов в Раду, когда парламент радикализируется и у такого проекта не будет перспектив.
Еще до голосования законопроект ожидаемо вызвал ярость у сторонников «партии войны». Лидер националистов из партии «Свободы» Олег Тягнибок заявил, что депутаты его фракции не поддержали законопроект, и назвал его капитуляцией перед Россией. А нардеп-«свободовец» Юрий Сиротюк рассказал журналистам, что сепаратисты на востоке Украины «еще не покаялись» для того, чтобы их амнистировать. По его словам, спикер Рады Александр Турчинов «уламывал» фракции голосовать за закон, а закрытый режим нужен для «кнопкодавства». Как считает Сиротюк, закон поддержали коммунисты, Партия регионов, УДАР и 12 человек из «Батькивщины».
В итоге законопроект об особом статусе Луганска и Донецка на три года поддержали 277 депутатов Рады из 450 (при необходимом минимуме в 226 голосов). Закон об амнистии поддержали на 10 человек больше – 287 нардепов.
Споры в Киеве
Решения президента грозят расколом Украины на партии мира и войны. 3 сентября премьер-министр Арсений Яценюк назвал семь пунктов мирного плана Владимира Путина «очковтирательством» и попыткой Кремля избежать новых санкций. Премьер отказался идти на выборы с президентом и вместе со спикером Рады Александром Турчиновым вошел в «Народный фронт». Порошенко, в свою очередь, окончательно закрепил союз с мэром Киева Виталием Кличко, чья партия УДАР поддерживает все решения президента. Если оппозиция президенту будет усиленно акцентировать внимание на теме уступок самопровозглашенным республикам, команде Порошенко предстоит на октябрьских выборах в Раду тяжелая борьба.
Наиболее ярые сторонники войны уже приняли документ в штыки. Глава Радикальной партии Украины Олег Ляшко назвал процесс голосования за мирные законопроекты «аферой века», а их тексты – «написанными в Кремле».
Однако, как считает политолог Алексей Макаркин, украинское общество не может продолжать воевать, так как «фактически придется воевать с Россией, а на это нет ресурсов»: «Поэтому в Раде даже часть «Батькивщины» Юлии Тимошенко голосовала «за», деваться некуда».
Позиция Москвы
В Москве закон Порошенко поддерживают. Как сообщил «Газете.Ru» источник, работающий в структурах самопровозглашенных республик в Москве, «задача России не стояла в том, чтобы взять этот несчастный Донбасс. Москва, как и любой нормальный геополитический игрок, хочет иметь партнерские отношения с Киевом. Ни о каких соглашениях и контурах точной информации пока нет. Понятно лишь направление – отделение не планируется, но (законопроект Порошенко) шаг к масштабной децентрализации. Наверху нет никакого плана, действуют по обстоятельствам, поэтому пока проблем много».
Политолог Алексей Макаркин согласен, что Россия не желает втягиваться в войну. В ближайших планах Москвы, по его мнению, зафиксировать промежуточный результат и получить механизмы влияния не только на восток страны, но и на Украину в целом.
«В Москве считают, что из-за тяжелой зимы и проблем с экономикой дополнительное влияние приобретут пророссийские политики. Также решается вопрос по энергоносителям, отмене части санкций и так далее. В целом это временное решение», — отметил Макаркин.
По его словам, Украина, несмотря ни на что, неизбежно продолжит дрейфовать в сторону Запада. «Некоторые верят, что Порошенко может перейти на нейтральное или пророссийское поле, однако скорее к власти придут люди с радикальными прозападными позициями», — предполагает Макаркин.
Вашингтон сдержанно отреагировал на мирные инициативы Кремля. Представитель Госдепа Мари Харф сказала, что США свернут против России санкции, если Москва будет соблюдать все пункты минского протокола.
Раскол в республиках
Тяжелее всего разговоры о единой Украине воспринимаются в самопровозглашенных республиках. Риторика лидеров ополченцев за последние дни стремительно поменялась. Если раньше они наотрез отказывались соглашаться с перспективой федерализации, то за эту неделю сразу несколько политиков в республиках назвали минские соглашения и законопроект Порошенко отправной точкой для будущего мира.
Сопредседатель «Народного фронта Новороссии», бывший спикер ДНР Денис Пушилин сказал «Газете.Ru», что принятие закона об особом статусе Донбасса – «шаг к миру». А премьер ЛНР Игорь Плотницкий считает закон, «в основном соответствующим переговорным позициям» ополченцев.
При этом минские соглашения вызвали гнев у многих полевых командиров сепаратистов. Комбат «призраков» Алексей Мозговой (второй по популярности командир после Игоря Стрелкова) резко раскритиковал подписанные документы и потребовал, чтобы «правительство республик» немедленно ушло в отставку. По его словам, ополчение сражалось за «правду и интересы людей», а не финансовые интересы олигархов и единую Украину. А сотрудники МИД ДНР, связанные с инициаторами «русской весны» Павлом Губаревым и Игорем Стрелковым, накануне призвали повернуть «штыки внутрь» и уничтожить предателей, подписавших минские соглашения. Содержание документов подверг критике и бывший главком ДНР Игорь Стрелков.
По словам источников «Газеты.Ru», из Донецка внезапно выехал вице-премьер по силовому блоку Владимир Антюфеев, присланный из Москвы курировать республики. В ДНР и ЛНР зреет глухое недовольство «сливом» независимой «Новороссии», объяснил ополченец Александр Жучковский.
«С чем связан призыв сотрудников МИД, понятно — абсолютно все в Новороссии, за исключением ряда сомнительных персонажей, считают так называемые минские соглашения предательством Новороссии и плевком на могилы героев, отдавших жизни за ее независимость. Причем считают безотносительно того, что эта бумажка — пустая формальность и никак не связана с реальной жизнью и военным положением в республиках», — пояснил Жучковский.
Именно с недовольством соглашениями Жучковский связал новость о создании объединенных вооруженных сил «Новороссии». Единая структура командования может понадобиться, если хрупкий мир в Донбассе будет нарушен. Кроме того, недовольным соглашениями полевым командиром будет легче отстаивать свою точку зрения перед зависимыми от Москвы политиками республик.
Алексей Макаркин считает ошибочным мнение, что республики полностью зависят от России.
В его представлении, логично, что без поддержки России республики рухнут, и поэтому они, конечно же, прислушиваются к тому, что говорят в Москве. С другой стороны, считает политолог, ополченцы понимают, что Россия не будет их сдавать, поэтому пытаются сохранить определенную независимость от Москвы. Недовольство минскими соглашениями распространяется не на всех полевых командиров, часть удовлетворит условия, на которых они получат легитимность, оформят власть на какой-то территории, в том числе в Донецке и Луганске.
«А с другой стороны, есть командиры, для которых это неприятный выбор, они воевали не за то, чтобы стать градоначальниками и главами районов, а за идею. Один из аспектов этой идеи – неприятие всего украинского. Война была жестокой, свирепой, с обеих сторон. Возникает вопрос, насколько Россия может и хочет воздействовать на эти процессы, — рассуждает Макаркин. — Так что возникает ситуация подвешенного характера, когда все говорят о мире, но на границах идут боевые действия. Тем более что мир не предусматривает округление территорий республик. С одной стороны, ополчение штурмует донецкий аэропорт и закрепляется близ Мариуполя, с другой стороны, украинские силы находятся в Авдеевке в нескольких километрах от Донецка. В ситуации отсутствия четко ограниченной территории происходят новые конфликты». При этом эксперт считает важным не драматизировать внутренние конфликты в республиках: главным будет торг с Киевом.