Всего за два дня до конференции президент Ирака Фуад Масум принимал французского лидера Франсуа Олланда в Багдаде. Это был первый визит главы европейского государства в Ирак с тех пор, как боевики из «Исламского государства Ирака и Леванта» (организация запрещена в России) (ИГИЛ) активизировали свою деятельность на территории Ирака. Сегодня они захватили практически половину страны и угрожают взять Багдад.
Олланд не только пообещал придать отношениям двух стран «новое измерение» после смены правительства одиозного Нура Аль-Малики, но и в очередной раз подтвердил, что Елисейский дворец готов присоединиться к Вашингтону в борьбе с террористами:
«Я приехал сюда в Багдад, чтобы заявить о готовности Франции обеспечить военную помощь Ираку». Удары ВВС по позициям боевиков стали ключевой темой переговоров между Олландом и с его иракским коллегой Фуадом Масумом.
10 сентября Багдад посетил и госсекретарь США Джон Керри, где он еще раз заявил о намерении создать широкую коалицию против «Исламского государства».
Примерно в те же дни Вашингтон ясно дал понять, что Россия в качестве союзника по борьбе с террористами не рассматривается: в международную группу для дальнейшего обсуждения вошли представители Австралии, Италии, Иордании, Катара и ОАЭ.
Иной точки зрения придерживается Франция, представители которой и ранее заявляли, что санкционная политика больно бьет по двусторонним отношениям Парижа и Москвы. По инициативе Елисейского дворца российскую сторону на конференции сегодня представит министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Стоит отметить, что Франция никогда не скрывала важность отношений с Россией. Предшественник социалиста Олланда голлист Николя Саркози стал первым из западных лидеров, который стал налаживать отношения с со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым после конфликта с Грузией в августе 2008 года. План мирного урегулирования был тогда назван планом Медведева — Саркози.
Жест Франции, по мнению директора европейских исследований Высшей школы экономики Тимофея Бордачева, в очередной раз доказывает, что все разговоры США и ЕС о международной изоляции России не более чем популизм:
«Даже Франция, являющаяся союзником США и страной, полностью от них зависящей, понимает, что без России невозможно обсуждение таких серьезных вопросов».
По мнению Бордачева, приезд российского министра на конференцию — «доказательство того, что она является необходимой стороной для сбалансированного урегулирования важных международных проблем и ситуаций»: В таком контексте разговоры о международной изоляции России просто неуместны».
С таким видением ситуации категорически не согласен эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер: «Приглашение от Франции ничего не означает. Европа уже много раз высказывала свою позицию: она готова сотрудничать с Россией там, где ей это выгодно. И не готова сотрудничать там, где это невыгодно, а значит, вводить санкции.
Вопрос в другом: почему Россия соглашается на такую постановку вопроса?»
По мнению Брутера, если США будут принципиально против того, чтобы Россия была задействована в кризисе в Ираке и Сирии, то этого и не будет: «Не Франция принимает решения, что именно будет делать американское военное командование на сопредельных территориях Ирака и Сирии».
Участие в иракской конференции важно для России и по экономическим причинам: компания «ЛУКойл» добывает нефть на втором по величине в мире по запасам углеводородов месторождении Западная Курна-2, вложив туда $4 млрд.
В случае если багдадское правительство падет и к власти придут исламисты, все инвестиции могут пойти прахом.
При этом Россия уже успела оказать правительству Ирака практическую помощь в борьбе с ИГИЛ, поставив иракцам несколько боевых самолетов. По мнению ведущего эксперта Центра военного и политического анализа INEGMA в Дубае Теодора Карасика, «исключить Москву из такой конференции было бы ошибкой, так как Россия является серьезным игроком в регионе».
Карасик напоминает, что руководство России сыграло важную роль в достижении ключевого успеха в Сирии — решения о вывозе из страны химического оружия, благодаря чему США отказались от бомбардировок против режима Башара Асада.
На прошлой неделе США приняли решение начать точечные удары по группировкам ИГИЛ на территории этой страны.
Перед этим официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил, что без санкции Совбеза ООН действия США «стали бы актом агрессии и грубым нарушением международного права». В то же время, по мнению части экспертов, это лишь часть дипломатической игры и Россия едва ли будет активно выступать против такой акции, так как сама поддерживает борьбу против исламистов.