Самооборона с оружием
События на Украине уже отразились на архитектуре альянса: генсек НАТО фон Расмусcен открыто заявил о том, что в приграничных государствах альянса могут быть развернуты силы быстрого реагирования для противодействия «гибридным» военным действиям — подобным тем, что Россия, как считают на Западе, ведет на Украине. Это не вторжение в прямом смысле, а тайное использование войск для поддержки вооруженных формирований внутри страны. Хотя постоянного базирования войск НАТО, как во времена «холодной войны», не ожидается, дополнительная инфраструктура в странах Балтии и Польше появится непременно. Как отмечают натовские дипломаты, именно вопросам повышения безопасности союзников будет посвящена значительная часть саммита в связи с озабоченностью событиями на Украине.
Именно на их фоне высшие руководители НАТО стали чаще прежнего упоминать в своих интервью о статье 5 устава НАТО, смысл которой сводится к следующему: нападение на одного из членов альянса приравнивается к нападению на все страны-участницы.
Стоит отметить, что в недавнем докладе британского парламента говорилось о том, что с практическим воплощением этого пункта могут возникнуть серьезные проблемы: так, в случае возможного нападения России на страны Балтии члены альянса не смогут отреагировать немедленно — потребуется время для привлечения дополнительных сил.
С учетом всех этих обстоятельств на саммите НАТО будет объявлено о создании сил быстрого реагирования, в состав которых войдут 10 тыс. военнослужащих, представляющих морские, воздушные и сухопутные войска. Именно для содействия им на территории Восточной Европы появится несколько военно-инфраструктурных объектов.
Одновременно с этим усиление безопасности затронет и такие страны, как Швеция и Финляндия, которые, не являясь членами НАТО, возьмут на себя юридические обязательства предоставлять свою территорию в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. На саммите будут приняты также решения об увеличении количества учений, проводимых на территории пограничных с Россией стран, однако, как подчеркивает глава информационного бюро НАТО в Москве Роберт Пшель, все планы альянса носят исключительно оборонительный характер.
В Уэльс приглашен украинский президент Петр Порошенко, который может встретиться с глазу на глаз с Бараком Обамой.
Осторожно, двери открываются!
Вопрос вступления в НАТО Украины и Грузии является одним из главных камней преткновения в отношениях между Россией и альянсом. Обе страны неоднократно предпринимали усилия для получения «Плана действий по членству в НАТО» — «дорожной карты» по вступлению в ряды блока. Однако, несмотря на благожелательное отношение к этой идее ряда натовских государств, ни одна из этих стран так до сих пор и не стала членом альянса.
Роберт Пшель напоминает, что политика альянса построена по принципу открытых дверей, но отмечает, что на саммите в Уэльсе решение о вступлении Украины и Грузии в НАТО принято не будет.
Обе страны действительно не подходят под критерии членства, так как имеют территориальные проблемы: Грузия — с Абхазией и Южной Осетией, Украина — с Крымом.
Тем не менее эксперты отмечают, что Украина в условиях военных действий в стране будет стремиться к более тесным отношениям с альянсом. Накануне саммита премьер страны Арсений Яценюк внес в Верховную раду проект закона, отменяющего внеблоковый статус Украины.
Смотрите, кто уйдет
Саммит НАТО в Уэльсе станет последним для датчанина Андерса Фога Расмуссена в должности генсека альянса, которую он занимал с 2009 года. Расмуссен неоднократно заявлял, что пытался улучшить отношения России и НАТО и, более того, отчасти ему это удалось.
Стороны активно сотрудничали в Афганистане, через российскую территорию осуществлялся транзит невоенных грузов, россияне обучали афганцев борьбе с наркотрафиком в совместных центрах, а альянс закупал надежные российские транспортные вертолеты.
Однако после присоединения к России Крыма все эти проекты канули в Лету, а сотрудничество в рамках Совета Россия — НАТО свернуто. Публичные выступления самого Расмуссена, вполне добродушного в личном общении, стали откровенно враждебными по отношению к России.
В Москве теперь надеются на нового генсека — экс-премьера Норвегии Йенса Столтенберга, у которого в прежние времена были хорошие личные отношения с президентом Путиным. Тем не менее в НАТО подчеркивают, что личные отношения роли играть не будут и политика НАТО в отношении России останется неизменной до тех пор, пока не будет урегулирован украинский кризис.
До этого времени все будет по Троцкому — «ни мира, ни войны».
При этом, по мнению завсектором внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Федора Войтоловского, слишком жестких решений от саммита ждать не стоит: «Он будет демонстративно демагогическим и будет сосредоточен на наступательной риторике, но реальные шаги окажутся весьма скромными. Страны Западной Европы отдают себе отчет, что военная конфронтация с Россией контрпродуктивна».
Всюду деньги, деньги, деньги
Финансовые вопросы — одна из самых болезненных тем для стран — членов НАТО: большинство из них тратят заметно меньше 2% своего бюджета на оборону, что вызывает открытое недовольство США, главного финансового донора альянса. Американская администрация надеется, что ситуация изменится после вывода войск НАТО из Афганистана. Это должно привести к уменьшению долгового бремени союзников.
Убедить европейские страны платить больше — главная задача президента Барака Обамы.
От этого во многом зависит то, удастся ли самому президенту США уговорить конгресс выделить $925 млн на повышение безопасности союзников.
Вспомним, товарищ, мы Афганистан
Если бы не ситуация на Украине, Афганистан мог бы стать одной из ключевых тем уэльского саммита. В связи с тем что США и другие страны НАТО приняли решение о выводе войск из страны, их руководители ожидают решения от афганских властей подписания договора о базировании как американских, так и натовских военных для обучения афганских военнослужащих.
Общая численность натовских солдат не превысит 6000 человек, однако США планируют оставить под своим контролем ключевые военные базы и аэродромы.
Уходящий президент Афганистана Хамид Карзай такой договор подписать отказался — теперь подобного шага ожидают от нового афганского президента. Проблема в том, что он до сих пор не избран: главные участники президентской гонки, Ашраф Гани Ахмадзай и Абдулла Абдулла, оспаривают результаты выборов. Это означает, что нового афганского лидера на саммите не будет, а уходящий президент Карзай как партнер неинтересен.
США давно намекают на то, чтобы афганцы быстрее подписали договор о военном присутствии, ставя в прямую зависимость от этого получение страной значительных средств в виде экономической помощи. Для Вашингтона нахождение воинского контингента в Афганистане, пусть и весьма небольшого, тоже важно: баз в Центральной Азии у США нет, а даже символическое американское присутствие может остудить некоторые горячие головы в регионе.
«Удивительно, что Афганистан уходит в тень, хотя это одна из насущных проблем Евразии, которая останется актуальной и после украинского кризиса»,
— говорит Федор Войтоловский.