После распада СССР Украина и Грузия стали ключевыми партнерами НАТО на постсоветском пространстве, а их руководство неоднократно обращалось к альянсу с просьбой предоставить план действий по членству в блоке — своего рода «дорожную карту» для вступления.
«Военный комитет изучит возможности расширения сотрудничества в военной области с особыми партнерами — Украиной и Грузией, — включая проведение совместных учений с целью повышения оперативного взаимодействия», — сообщили в преддверии брюссельской встречи в пресс-службе альянса.
Одной из главных тем переговоров станут российско-украинский кризис и его последствия для НАТО.
Ранее генеральный секретарь Организации Североатлантического договора Андерс Фог Расмуссен обвинил Россию в том, что она «ведет себя скорее как противник, чем как партнер». В интервью корреспонденту воскресного выпуска Frankfurter Allgemeine генсек припугнул: «Мы готовы к любым вариантам развития событий, у нас имеются соответствующие планы обороны. Вы были бы удивлены, если бы увидели, насколько быстро мы можем действовать».
Напомним, что после проведения референдума в Крыму НАТО приостановило сотрудничество с Россией по всем видам совместной деятельности, включая борьбу с терроризмом, работу по обучению афганских наркополицейских и обучение пилотов-афганцев управлению российскими вертолетами Ми-17.
Альянс также начал патрулирование самолетами радиолокационной разведки системы АВАКС воздушного пространства над странами Балтии. А в пятницу в Эстонии начались учения под названием Steadfast Javelin 1 c участием 6 тыс. военнослужащих из Прибалтики, Польши, Германии и США.
Маневры, в которых принимают участие пехота, инженерные войска, боевая авиация и борцы с киберугрозами, завершатся 23 мая. На официальном сайте альянса говорится, что это лишь часть «пакета мер», которые принимаются в связи с кризисом на Украине.
Руководство НАТО также предоставило невоенную помощь Киеву. Секретарь Совета безопасности Украины Андрей Парубий сообщил в понедельник, что грузы с приборами ночного видения, бронежилетами и шлемами находятся на украинской границе и их получение — «вопрос нескольких дней».
Однако накануне брюссельской встречи министров обороны Расмуссен признался, что сейчас в альянсе в отношении Москвы принимаются «решения двойного действия».
«С одной стороны, мы приостановили все практическое сотрудничество с Россией, с другой — решили оставить открытым канал для политического и дипломатического диалога в рамках совета Россия — НАТО. У нас было заседание совета Россия — НАТО 5 марта, после начала кризиса. Мы предложили провести новое заседание в рамках совета, может быть, на следующей неделе. Но на данный момент мы не получили ответа от российской стороны. Мы открыты к политическому диалогу», — заявил генсек.
Москва также выразила готовность к политическому диалогу с НАТО, однако пока не дала окончательного ответа по поводу предложенной альянсом даты встречи на уровне послов — 27 мая, на второй день после президентских выборов на Украине.
По мнению заведующего сектором внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Федора Войтоловского, несмотря на кризис, который переживают отношения России и Североатлантического блока, обе стороны по-прежнему заинтересованы в сотрудничестве. «Наряду с системными противоречиями есть много схем взаимодействия по ключевым вызовам и угрозам», — говорит Войтоловский, который считает, что Москва и НАТО могут начать совместную работу в «случае угрозы гуманитарного характера на Украине».
Некоторые наблюдатели полагают, что жесткие высказывания генсека Расмуссена в адрес России могут быть связаны и с его скорым уходом со своего поста. Место Расмуссена займет бывший премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг, которого Владимир Путин ранее охарактеризовал как ответственного человека.
Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, однако, уверен, что с приходом нового генсека ничего не изменится. «Можно просто даже забыть о том факте, что произойдет смена генеральных секретарей. Это просто говорящая голова», — говорит политолог.
Да и Столтенберг уже вполне однозначно сформулировал свою позицию относительно украинского кризиса: «Мы видели на Украине, как важен до сих пор блок НАТО, а идея совместной обороны становится еще важнее, когда мы видим, как агрессивно Россия меняет границы в Европе. Мы должны укреплять Организацию Североатлантического договора и развивать идею совместной стратегии обороны».
Войтоловский отмечает, что, хотя генсек НАТО является важной фигурой, отношения альянса и России будут определяться позицией ведущих стран — участниц блока. А они, включая Германию, Францию и Великобританию, отзываются о курсе Москвы в отношении Украины довольно жестко. При этом эксперт исключает, что Украина может стать членом НАТО «в ближайшие двадцать лет»: «Даже ярые сторонники расширения не готовы повесить на себя обязательства по защите слабоуправляемого государства». Что касается Грузии, говорит Войтоловский, хотя ситуация там сейчас другая, эта страна имеет нерешенные территориальные проблемы, которые можно урегулировать, лишь отказавшись от Абхазии и Южной Осетии. Тбилиси на это не пойдет, в связи с чем ему о «членстве в НАТО можно забыть», заключает эксперт.
По мнению Александра Храмчихина, «формы сотрудничества» Украины и Грузии с альянсом могут быть разнообразными: «На практике все будет делаться в характерном для НАТО стиле: расширение сотрудничества, например в области проведения миротворческих операций, или обучение персонала в соответствующей области, или поставка какого-нибудь имущества и оборудования». Но на более глубокое, серьезное вовлечение этих стран в свою орбиту Североатлантический блок не пойдет, убежден Храмчихин. «Возьмем Грузию… Уж она так прогибалась перед НАТО, но тем не менее в 2008 году Тбилиси не получил от альянса ни малейшей помощи. Более того, уже в прошедший период НАТО фактически ввело эмбарго на поставку оружия в Грузию. То же самое произошло и с Украиной», — говорит политолог.