Крылов, который сейчас является председателем совета партии, говорит, что на успех с ее регистрацией могло повлиять несколько факторов. «Мы подготовили документы так тщательно, что отказывать можно было только по беспределу, — утверждает он. — Кроме того, ценность партии с последними законами сильно снизилась, раньше это был пропуск в политическую жизнь, что теперь далеко не так». В прошлом мае НДП было отказано в регистрации.
По словам Крылова, произошло очень серьезное изменение политической повестки.
«Если в прошлом году главным событием были оппозиционные действия, то в настоящий момент русская история делается не в России. Если лозунги оппозиции времен 2011 года разделяли миллионы, то сейчас оппозиция себя дискредитировала, сведя свои идеи к капитуляции иностранному государству. Если раньше в оппозиции власти видели серьезную опасную силу — дашь полпальца, отнимут руку, — то сейчас отношение сменилось на презрительно-снисходительное: проукраинские митинги, например, легко согласовываются. Зачем мешать людям закапывать себя? Власти относятся к регистрации новых партий снисходительно — пусть появится очередная партия, восьмидесятая. Другое дело, что наша партия с любителями вышиванок не пошла и оказывает поддержку Новороссии», — говорит Крылов.
Несмотря на регистрацию, НДП не снимает своих претензий к существующему режиму. «Политика властей сегодня во многом противоречит нормам Конституции и цивилизованной жизни. Мы остаемся оппозицией, но национальной и конструктивной», — объясняет Крылов.
Он уверяет, что никакого сговора с Кремлем у НДП не было. «Кремлю наши действия как слону дробина. Никакого общения с АП (администрация президента. — «Газета.Ru») не было, мы даже не думали о хождении в какие-то кабинеты. Меня самого удивило — просто в какой-то момент бюрократическое колесико повернуло не налево, а направо. Логика и соображения чиновников наверху иногда недоступны даже тем, кто с ними работает. Однако в нашу пользу говорит то, что партия не разбежалась после отказов в регистрации».
Впрочем, опыт другой известной оппозиционной организации — Партии прогресса Алексея Навального — показывает, что регистрация Минюстом далеко не гарантирует участие в выборах.
Партию прогресса зарегистрировали в феврале вскоре после того, как самого Навального посадили под домашний арест. На сегодняшний день зарегистрировано 13 региональных отделений, но в дальнейшей регистрации отделениям отказывают — это грозит организации ликвидацией юрлица как партии, не зарегистрировавшей нужное количество региональных отделений в течение отведенного законом срока.
«Мы будем надеяться на лучшее, но готовиться и к худше£му. В ближайшие полгода попробуем зарегистрировать все региональные отделения для участия в выборах», — подытожил Крылов.
Первое мероприятие зарегистрированной партии состоится 2 августа — московские власти согласовали митинг за военную помощь России пророссийским силам в Донбассе. В акции примут участие партии и движения правого толка, как провластные, так и оппозиционные — от евразийцев до националистов.
Согласно социологическим опросам, националистические идеи пользуются поддержкой в обществе. Так, 66% участников декабрьского опроса Левада-центра в той или иной степени поддержали лозунг «Россия для русских», и только 19% респондентов назвали его «фашистским». 71% согласны с лозунгом, популяризированным НДП, «Хватить кормить Кавказ». 78% желают ограничить поток мигрантов, а 63% выступают за ужесточение правил передвижения по стране и для самих россиян, в том числе жителей кавказских регионов, при встрече с которыми 61,5% респондентов испытывают неприятие и страх.
Впрочем, политологи и политтехнологи сомневаются в том, что националисты смогут конвертировать массовые настроения в электоральные успехи.
«На мой взгляд, потенциал националистов традиционно переоценивается, — говорит политолог Михаил Виноградов. — Им не удается найти оптимальный компромисс между националистическими лозунгами и социально одобряемой риторикой. Хотя ценности интернационализма в России во многом дискредитированы, граждане редко признаются себе в этом вслух».
По мнению эксперта, сценарий Партии прогресса «возможен, но был бы ошибочен»: во-первых, Навальный опаснее для власти, потому что у него развита политическая интуиция, а у националистов нет. Во-вторых, если даже на Украине, где национализм больше был предметом публичных рефлексий, «Правый сектор» получил ничтожно мало, в России шансов на это еще меньше.
«Главный риск националистов в том, чтобы стать следующей после либералов мишенью власти, — полагает Виноградов. —
Власть не заинтересована делиться своими победами с кем-либо, а особенно с теми, кто ее в этом активно поддерживал, — в глазах власти это значит воспользоваться ее победами. Пока этот риск условен, но в случае рационализации политики РФ в отношении Украины это может оказаться в повестке дня».
Политтехнолог Валентин Жмуркин соглашается, что тезис вроде иронически сформулированного мема «Русских людей обижают» массы не готовы поддержать без социальной программы. По его мнению, с нынешней программой национально ориентированные правые смогут достичь успехов в проблемных регионах на муниципальных выборах, но дойти до областных законодательных собраний — вряд ли. Он также добавляет, что следует разделять патриотическую и националистическую волну.