Как писала «Газета.Ru», в конце мая Следственный комитет возбудил дело о мошенничестве в особо крупных размерах против муниципального депутата Константина Янкаускаса, главы московского отделения Партии прогресса Николая Ляскина и исполнительного директора Фонда борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов) (ФБК) Владимира Ашуркова. По версии следователей, во время избирательной кампании Алексея Навального, баллотировавшегося на пост мэра Москвы, они перечислили на его избирательный счет по миллиону рублей. После чего разместили в интернете обращение с призывом о добровольном пополнении своих «электронных кошельков».
Получив 10 млн руб., они присвоили эти деньги, полагают следователи. Напомним, что после яркой избирательной кампании Навальный, который сейчас сам находится под арестом, занял на выборах мэра в прошлом сентябре второе место с 21,24% голосов.
«Как мне объяснили адвокаты, когда все началось, я был подозреваемым, Костя (Янкаускас. — «Газета.Ru») – свидетелем. Мне дали подписку о невыезде, у него ничего не было. А когда всем предъявили обвинение, то мне могли изменить меру пресечения с подписки на домашний арест, только разъяснив почему. То есть что я нарушил, почему я вдруг стал более опасным. А я ничего не нарушал. А Константину сразу дали домашний арест», — вспоминает Николай Ляскин.
Владимир Ашурков также проходил подозреваемым с самого начала следствия. «Ему подписку о невыезде не могли дать, потому что он уже был не в России», — поясняет Ляскин. Ему обвинение было предъявлено заочно. И сегодня на заседании Мосгорсуда, отклонившего апелляцию Янкаускаса на решение Пресненского суда о продлении ему домашнего ареста до 17 октября, один из следователей объявил о том, что Ашурков объявлен в международный розыск.
Еще в апреле в СМИ проходила информация, что Владимир Ашурков отправился в Германию для лечения. В интервью телеканалу «Дождь» он заявил, что от возвращения в Россию пока «воздержится»: «Я понимаю, что если я вернусь в Россию, то сразу попаду под домашний арест или более серьезную меру пресечения по абсолютно политическому, сфабрикованному делу».
При этом он намерен продолжать работу в ФБК. «Друзья, спасибо за поддержку. В связи с розыском пока от возвращения в Россию воздержусь, поработаю из-за рубежа. Все преодолеем!» — написал он в твиттере.
«В этом деле все глупо и бессмысленно и показывает только истинное лицо репрессивного аппарата. Потому что нет пострадавших, ни предъявления каких-то претензий. Дело продолжается, Косте сегодня отклонили апелляцию, Ашуркова объявили в розыск. Это все показывает глупость и бессмысленность аппарата», — резюмирует Ляскин.
Ашурков известен тем, что до начала работы с Навальным был успешным менеджером, работая в наблюдательном совете X5 Retail Group, а также занимая пост директора по управлению и контролю активами CTF Holdings Ltd, управляющей компании консорциума «Альфа-групп». Ради кресла исполнительного директора Фонда по борьбе с коррупцией Ашурков оставил большой бизнес.
Юрист «РосПила» Анатолий Шашкин уточнил, что Ашурков больше не является исполнительным директором ФБК, не так давно эту должность занял Роман Рубанов. При этом Ашурков продолжает сотрудничать с фондом, и, по словам Шашкина, никаких существенных изменений в его деятельности с отъездом бывшего исполнительного директора не произошло.