Основные бои между украинскими войсками и повстанцами, воюющими за независимость самопровозглашенных народных республик, идут в эти часы за контроль над населенными пунктами к востоку от Донецка. Стратегическая задача — взять в кольцо центр сопротивления ДНР и окончательно прервать связь с Луганском и российской границей.
Еще вчера украинские военные вошли в Шахтерск и Торез, но информация о том, что они взяли эти города, оказалась преждевременной: перестрелки продолжаются до сих пор, причем в Торез якобы прибыло подкрепление ополченцев.
Ополченцы уверяют, что силовикам пока не удалось занять высоту Саур-Могила под городом Снежное: по состоянию на вторую половину дня там также шли бои, хотя ранее на сайте президента Украины Петра Порошенко появилась информация о взятии этой высоты. Стоит отметить, что благодаря контролю над ней наряду с близлежащими поселками Мариновка и Дмитровка повстанцы рассчитывали замкнуть котел, в который должна попасть группировка украинских войск, дислоцированная в районе российской границы.
Еще одна точка противостояния — город Дебальцево, один из крупнейших железнодорожных узлов востока Украины, стоящий прямо на автотрассе между Донецком и Луганском.
Силы АТО заявили, что в понедельник им удалось занять населенный пункт, но ополченцы уверяют, что по-прежнему не отступают. Судя по всему, сейчас линия фронта проходит прямо по городским улицам, которые разделены между повстанцами и силовиками. При этом, по утверждениям сепаратистов, украинская армия продолжает артиллерийский обстрел города.
Наконец, стычки происходят на окраинах Горловки. Лидер местных ополченцев — Игорь Безлер по прозвищу Бес — имеет репутацию одного из самых успешных полевых командиров ДНР. Потеря и города, и отряда Беса станет серьезным ударом для ополчения. При этом, по данным сил АТО, уже сейчас Горловка находится в окружении.
Тем временем продолжаются обстрелы Луганска. Лидеры ЛНР утверждают, что снаряды украинских войск угодили, в частности, в дом престарелых.
В понедельник верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй заявила, что как минимум 1129 человек стали жертвами боевых действий на востоке Украины за период с апреля по конец июля этого года. Об этом сообщает AFP. Причиной такого числа погибших она назвала использование тяжелой техники как со стороны ополченцев, так и со стороны украинских вооруженных формирований, участвующих в конфликте.
Согласно отчету Управления ООН по гуманитарным вопросам, беженцами из зоны конфликта стали порядка 244 тыс. человек. По данным Агентства ООН по делам беженцев, на Украине находятся порядка 102 тыс. беженцев из восточной части страны и Крыма. Причем с полуострова после его присоединения к России уехали примерно 14 тыс. жителей.
Однако после возвращения Славянска и Краматорска под управление украинской администрации отмечаются многочисленные случаи добровольного возвращения беженцев в эти населенные пункты. Таким образом, численность перемещенных лиц на территории Украины без учета крымчан сейчас оценивается в 51 с небольшим тысячу человек. Еще около 142 тыс. украинцев с начала года попросили временное убежище на территории России.
При этом реальное число беженцев должно быть выше, поскольку данные о них разрозненны. Кроме того, часть покинувших свои дома людей не сумела выбраться из зоны конфликта. Из Донецка люди бегут на запад — к Днепропетровску, на север — к Харькову, на юг — к Мариуполю и на восток — к российской границе. Из Луганска — в Россию.
Объединенная полевая миссия ЮНИСЕФ и Программы развития ООН сообщает, что около 30 тыс. беженцев временно размещены в Святогорске на севере Донецкой области.
Однако там нет условий для долговременного пребывания, особенно учитывая скорое наступление холодного времени года. Во всех местах размещения беженцев на территории Украины отмечается недостаток лекарств и других предметов первой необходимости, в некоторых ощущается дефицит питьевой воды.
Ущерб от боевых действий объектам гражданской инфраструктуры на востоке Украины ООН оценивает в $400 млн.