В первые же часы после трагической гибели малайзийского самолета президент Украины Петр Порошенко назвал случившееся террористическим актом и заявил, что последствия войны на востоке Украины «докатились до всего мира». Он обвинил в трагедии сепаратистов и их «российских кураторов».
«Гибридная война приобретает верные признаки внешней агрессии. Сегодня весь мир увидел истинное лицо агрессора», — заключил украинский лидер.
В свою очередь, Владимир Путин начал совещание по экономическим вопросам с минуты молчания в память о погибших. После этого он заявил, что «трагедии не произошло бы, если бы на этой земле был мир, во всяком случае, не были бы возобновлены боевые действия на юго-востоке Украины».
«И, безусловно, государство, над территорией которого это произошло, несет ответственность за эту страшную трагедию», — объявил российский президент.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков назвал глупостью обвинения в адрес России в связи с гибелью самолета. В первые же часы от неназванных источников в Росавиации поступили сведения, что атаковавшие малайзийский Boeing могли целиться в российский президентский борт, их несколько раз цитировали российские государственные СМИ. Но официального подтверждения это не получило. Более того, представители Росавиации подчеркнули, что никто в ведомстве не разглашает сведения о передвижениях борта номер один.
Обвинения в адрес России за эту ночь прозвучали несколько раз. Жестче других высказался австралийский премьер Тони Эббот,. По его словам, «сейчас можно сказать почти с уверенностью, что самолет был сбит противовоздушной ракетой, которую предоставила Россия».
«В данный момент можно сказать, что все факты указывают на это», — заявил Эббот.
В Вашингтоне между тем пришли к выводу, что самолет был сбит ракетой «земля-воздух», и симметрично Путину заявили, что трагедии не случилось бы, если бы не поддержка ополченцев со стороны России, «в том числе оружием, боеприпасами и людскими ресурсами».
Европейские лидеры Франсуа Олланд и Ангела Меркель высказались мягче, потребовав провести независимое международное расследование происшедшего.
Авторитетное американское издание Washington Post пишет в редакционной статье, что, если информация о том, что самолет был сбит из оружия, поставленного ополченцам Россией, подтвердится, то «США и их союзники должны настоять на привлечении к ответственности всех, кто стоит за этим». По мнению издания, Вашингтон должен настоять на расследовании с привлечением экспертов ООН. Одна из статей, опубликованных в газете, называется «Происшедшее может начать эскалацию отношений между Россией и Западом».
В редакционной колонке New York Times отмечается, что «Владимир Путин может остановить эту войну». По мнению издания, хотя на установление виновников трагедии потребуется время, случившееся является «ужаснейшей катастрофой, кульминацией жесточайшего конфликта, который давно следовало прекратить».
В свою очередь, газета Chicago Tribune отмечает, что «Обама и Путин сегодня стоят на опасном перекрестке», и приводит аналогии с началом Первой мировой войны.
Известный своей консервативной направленностью американский телеканал Fox называет трех возможных виновников атаки на пассажирский самолет. У украинских и российских войск, по мнению журналистов, были возможности, но не было мотивов для этого. Возможности ополченцев менее очевидны, но зато вполне прозрачны их мотивы. В случае если самолет действительно сбили последние, «это станет большим кошмаром для Путина, так как заставит европейских и американских лидеров начать жесткие акции против России».
Обозреватель канала Кэфелин Тройя, вспоминая свой опыт работы в Пентагоне, проводит параллель с событиями 1983 года, когда советская ПВО сбила южнокорейский Boeing, вошедший в воздушное пространство СССР. Тройя напоминает, что это стало поворотным моментом, после которого президент Рональд Рейган отказался от любых компромиссов с Советским Союзом.
Журналисты британского телеканала BBC полагают, что должны быть собраны полные доказательства того, как и какими средствами был сбит самолет: в случае если даже косвенную вину несет Россия, Запад должен прибегнуть к жестким санкциям. В то же время ВВС отмечает, что трагедия может заставить прийти к решению конфликта дипломатическими методами: «Москва не хочет, чтобы сепаратистов загнали в угол, но при этом у Путина нет своего решения, каким должно быть окончание конфликта».