Документ накануне выложил на своей странице в Facebook лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок.
Эксперты полагают, что это начало реальной децентрализации власти на Украине. Однако размытость формулировок оставляет для президента широкие возможности для маневра.
Главными инновациями, предлагаемыми Петром Порошенко, стали введение института представителей президента и право областных и районных рад формировать исполкомы, которые будут выполнять функции региональной исполнительной власти.
Исполкомы станут заменой нынешних госдаминистраций, назначаемых из Киева. Их будут формировать председатели районных и областных рад, избранных напрямую населением. Таким образом, спикеры фактически становятся главами своих областей или районов, хотя это несколько противоречит принципу разделения властей.
В то же время президент оставляет за собой возможность воздействовать на региональную политику посредством создаваемого института полпредов.
Представители президента будут действовать на областном и районом уровнях, причем одни координируют работу других, и таким образом, по сути, формируется президентская вертикаль власти. Представители президента «обеспечивают законность и порядок» на соответствующих территориях и координируют на местах деятельность центральных органов исполнительной власти. В частности, они имеют право останавливать реализацию решений местных властей, если те противоречат закону.
Вне компетенции президентских представителей оказались важнейшие исполнительные полномочия — подготовка и исполнение бюджетов и реализация программ социально-экономического развития. Тем не менее детально функции полпредов в проекте не оговорены, лишь указано, что они определяются законом.
Именно эта размытость формулировок, по мнению политологов, открывает путь к тому, чтобы назначаемые полпреды стали реальным противовесом избранным исполкомам.
«Интересно, кому будут подчиняться силовики — милиция и так далее. Если они будут подчиняться представителям президента, тогда реальная власть будет у него, а не у глав регионов. Им останется вся хозяйственная ответственность. Тут все дело в нюансах», — рассуждает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
Профессор политологии Киево-Могилянской академии Алексей Гарань не видит в этом особой проблемы, потому что, по его мнению, все реальные полномочия новая Конституция передает на местный уровень.
«Основной базис самоуправления должен быть не на уровне области или района, а на уровне городов и местных общин. И это предлагается в проекте конституции Порошенко», — указывает политолог.
«Это очень важный документ, — вторит руководитель Центра политического анализа Владимир Головко. — Россия использует термин «федерализация», у нас — «децентрализация». Федерализация означает, что в каждой области есть свой маленький президент, маленький олигарх, а децентрализация — что власть передается на уровень поселка, когда область не будет определять, куда направлять деньги, полученные с налогов поселка. Это будет решать он сам».
Действительно, главы местного самоуправления, в соответствии с проектом Порошенко, избираются напрямую гражданами. Они возглавляют исполнительные органы местных советов и могут распоряжаться доходами местных бюджетов и всем другим имуществом, находящимся в собственности соответствующих территорий.
Но, во-первых, все это зафиксировано и в нынешней конституции, а во-вторых, их решения, как и решения областных и районных исполкомов, могут быть оспорены представителями президента. И это лишний раз подчеркивает недоработанность и конъюнктурность предложенного проекта.
«Мне кажется, это скорее попытка снизить градус конфликта на востоке, жест, чтобы показать и западным партнерам, и востоку Украины, что новая власть слышит его и намерена предоставить ему больше прав, — считает Карасев. — Но глубокого понимания того, как менять дизайн государства, его административно-территориальную структуру, этот проект конституции не несет. Это скорее ответ на конъюнктуру, чтобы закрыть проблему территориальных конфликтов, а не создать долговременные механизмы для ее решения».
По его мнению, серьезное влияние на окончательный текст проекта конституции будут иметь результаты переговоров с сепаратистами. От них зависит, примет ли он более унитарный или федералистский вид.
«Варианты какие? Провал переговоров в Донецке и вообще мирного плана, и наступает план «Б», делается ставка на военную победу — тогда побеждает унитарная концепция государства, и этот проект конституции удовлетворяет всех, сохраняя унитарность страны, делая ее чуть более децентрализованной. А если мирные переговоры приносят первые плоды, то именно на них и будет нащупан новый дизайн государства, соотношение центра и регионов, новая административная структура. И это де-факто будет конституцией. Реальный документ, который не будет допускать сепаратизма, сецессии, гражданских конфликтов, а не произведение кабинетно-академического искусства. Проект конституции будет рассматриваться осенью, так что, если будут достигнуты какие-то договоренности, они могут войти в конечный вариант».
Владимир Головко, наоборот, считает, что президентская концепция серьезных изменений не претерпит.
«Президент был избран в первом туре большей частью избирателей и имеет карт-бланш на проведение своего варианта конституции. Рада, находящаяся на грани самороспуска, чинить препятствий ему не будет. И если президентская концепция децентрализации будет реализована, то сепаратистские движения утратят последнюю поддержку и возможность влиять на принятие решений».