Официальный представитель Пентагона адмирал Джон Кирби заявил, что отправка авианосца должна продемонстрировать «возможность применения военной силы для защиты жизней американских граждан и интересов в Ираке». США могут нанести удар по позициям боевиков с помощью самолетов и беспилотников.
По мнению заведующего аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, «максимум на что решатся США, это авиаудары, которые нанесут самолеты с авианосца «Джордж Буш».
Американцам уже приходилось обстреливать Ирак, не вступая на его территорию. В 1998 году во время президентства Билла Клинтона США активно использовали удары с воздуха по иракским позициям для разрушения военной инфраструктуры режима Саддама Хусейна. Тогда в основном использовались ракеты «Томагавк», которые запускались с американских кораблей.
Правда, сравнивать ту ситуацию с нынешней не совсем корректно. «Тогда стреляли по враждебной стране крылатыми ракетами, сегодня идет речь о помощи дружественному государству», — говорит Храмчихин.
Когда речь идет о нерегулярных формированиях, попутное разрушение иракской инфраструктуры может вызвать дополнительный кризис.
Кроме того, существует риск, что под ударами могут пострадать мирные жители, рассказывают о своих опасениях в разговоре с Reuters источники в Совбезе США.
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок отмечает, что использование беспилотников возможно в том случае, если США смогут договориться об этом с правительством Ирака. Что же касается авиаударов с воздуха, сразу их нанести невозможно, так как необходима разведка объектов. «У исламистов нет постоянных пунктов базирования, они постоянно передвигаются, и это очень похоже на ситуацию в Ливии», — считает Цыганок.
Американские эксперты также отмечают, что для успешной операции против исламистских сил США придется запросить у иракского правительства разрешение использовать авиабазы на территории страны.
Барак Обама пока взял время на размышления о возможных действиях США в этом регионе. При этом американский президент подчеркнул, что наземная операция в Ираке не планируется. В настоящее время там нет американских солдат, контингент США был выведен в 2011 году, однако в стране остаются несколько тысяч американских специалистов. На подготовку иракских сил Вашингтон потратил в общей сложности $25 млрд и продолжает оказывать иракскому руководству финансовую помощь.
Администрация США стоит перед дилеммой: с одной стороны, Америка выражает готовность поддержать иракское правительство, а с другой — не хочет снова ввязываться в конфликт, который унес жизни почти 5000 американских военных.
Наблюдая за иракскими военными, США выражают явное недовольство их действиями. «Тот факт, что они не могут стоять и сражаться и защищать свои позиции против хоть и ожесточенных террористов, но не террористов, которые превосходят их в силе, показывает, что здесь есть проблема», — отметил Барак Обама в своем выступлении на прошлой неделе.
Проблемы в иракской армии возникали и ранее: во время вторжения США в Ирак она практически сразу прекратила сопротивление американским войскам. Тогда военные отмечали, что армия была истощена многолетней войной с Ираном, в которой также терпела поражение. Храмчихин отмечает, что сегодняшняя армия Ирака «в разы меньше» той, что была при Хусейне.
В то же время многие американские эксперты считают, что ответственность за ситуацию с иракскими военными несет премьер-министр Ирака Нур аль-Малики. Как отметил американский полковник Питер Мансур, служивший под началом командующего Международными силами безопасности генерала Дэвида Петреуса, в интервью изданию Cristian Science Monitor, Малики после ухода американцев стал избавляться от тех высокопоставленных командующих, которых считал нелояльными. По его словам, Малики сделал это из страха, что его сместят влиятельные силовики.
В свою очередь Анатолий Цыганок замечает, что служба в армии в большей степени была продиктована для иракцев желанием поправить материальное положение: «Подготовка армии приказала долго жить. Все, кто туда шел, хотели просто получать деньги, а погибать за эти деньги никто не желал».