Произнесение речи перед курсантами военной академии West Point на выпускной церемонии является традиционной для американских президентов (в последние годы Обаму, правда, пару раз в качестве спикера подменял вице-президент Джозеф Байден). Расположенная в штате Нью-Йорк академия является одним из самых престижных военных учебных заведений США, а среди ее выпускников были такие выдающиеся полководцы и политики, как ставшие хозяевами Белого дома генералы Улисс Грант и Дуайт Эйзенхауэр. Именно здесь Рональд Рейган назвал СССР «империей зла», положив начало последнему и фатальному для Советского Союза витку «холодной войны».
В своем выступлении перед кадетами в среду Барак Обама попытался пройти по грани: он отметил, что ему равно не близки ни взгляды изоляционистов, ни подходы тех, кто исповедует интервенционистский подход к внешней политике. Не каждая проблема имеет «военное решение», подчеркнул президент США.
Глава вашингтонской администрации подчеркнул, что о «холодной войне» сейчас речи не идет, хотя и сказал, что действия России на Украине «напомнили дни, когда советские танки шли по Восточной Европе». По его словам, мобилизации Соединенными Штатами своих традиционных союзников и привлечения таких международных институтов, как МВФ, «большая семерка» и НАТО, хватило для того, чтобы «изолировать» Россию. При этом Обама признался, что пока неизвестно, как «будет разворачиваться» ситуация на Украине.
Президент несколько раз затронул тему Украины наряду с конфликтами в Сирии и Афганистане, подчеркнув, что все ошибки, совершенные Америкой после Второй мировой войны, объяснялись готовностью «ввязываться в военные авантюры, не думая о последствиях».
В частности, по словам Обамы, «военного разрешения» не имеет сирийский конфликт, однако США продолжат оказывать помощь силам оппозиции, которые ведут борьбу против режима Башара Асада.
Вместе с тем, не желая предстать перед американскими военными «голубем мира», верховный главнокомандующий поспешил напомнить, что вооруженным силам США «нет равных». Отметил он и то, что разделяет идею «американской исключительности всеми фибрами души». Правда, сказав об этом, Обама также не забыл заявить и о соблюдении «международных норм и силе закона». Именно это, отметил хозяин Белого дома, заставляет его «прилагать усилия» к тому, чтобы закрыть тюрьму в Гуантанамо, где содержатся подозреваемые в терроризме.
Стоит отметить, что с критикой самой идеи «американской исключительности» выступил в сентябре прошлого года Владимир Путин в колонке для газеты New York Times.
Правда, по мнению специалиста по внешней политике США Игоря Зевелева, Обама не столько полемизировал с Путиным, сколько обращался к американским неоконсерваторам, жестко критикующим его внешнюю политику со своих позиций за излишнюю мягкость политики.
«Посыл Обамы в том, что эта исключительность реализуется по-разному», — считает эксперт, полагая, что из-за непростой ситуации в экономике средства главы американской администрации ограничены.
Наблюдатели вообще уверены, что, анализируя эту речь, нельзя не учитывать предвыборную ситуацию в стране.
В США началась кампания по выборам в конгресс, и речь президента окажет воздействие как на его соратников по Демократической партии, так и на оппонентов-республиканцев. Так, обозреватель Washington Post Скотт Вилсон написал в своем твиттере, что речь Обамы предназначена не для «дебатов по внешней политике, а для уставшего от войны электората».
Игорь Зевелев отметил также, что в выступлении президента США не содержалось «никаких новых подходов», а его главная цель заключалась в том, чтобы продемонстрировать: Вашингтон продолжает защищать американские интересы по всему миру с учетом «относительно ограниченных возможностей» в ситуации «после Ирака и Афганистана». При этом политолог подчеркивает, что Обама «последователен»:
«Он пришел с обещаниями закончить войну в Ираке и Афганистане и свою задачу выполнил», — напоминает Зевелев.
Ничего принципиально нового не нашел в речи Обамы и заведующий сектором внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Федор Войтоловский. Эксперт ожидал увидеть «доктринальные вещи», связанные с вопросами глобальной безопасности, однако ни этого, ни каких-то концептуальных положений в ней не обнаружил.
«Из-за этого возникает впечатление ее фрагментарности и неготовности президента предложить ответы на вызовы, с которыми сталкивается его администрация», — отметил американист.
В доказательство своих слов Войтоловский привел прозвучавшее в речи признание Обамы, что Соединенным Штатам трудно призывать Китай к урегулированию конфликта в Южно-Китайском море в рамках Конвенции ООН по морскому праву, в то время когда сами США ее не ратифицировали.
Противоречивыми, по мнению эксперта, выглядят и сентенции американского президента об Украине. «Можно сколько угодно говорить, что США «изолировали Россию», но, когда американский президент не знает, как будет развиваться ситуация на Украине, не учитывает всю сложность ситуации, готов слышать только одну сторону конфликта и не готов идти на компромиссы, это выглядит внешнеполитическим инфантилизмом», — говорит политолог.
Пока остается неясным, когда Обаме представится шанс узнать о другом видении ситуации на Украине лично от президента России Владимира Путина. Оба лидера 6 июня должны приехать во Францию, чтобы принять участие во встрече, посвященной 70-летию высадки союзных войск в Нормандии. Хотя Путин планирует обсудить ситуацию с европейскими лидерами, о его переговорах с американским коллегой пока ничего не известно — на прошлой неделе Белый дом заявил, что двусторонней встречи американского и российского президентов не предусмотрено.
Между тем на торжествах Обама точно встретится с избранным украинским президентом Петром Порошенко, который заявил в среду, что будет просить консультаций военных советников и даже прямой американской военной помощи для «создания вооруженных сил Украины».