В специальном указе, изданном Аксеновым, сказано, что проведение траурных мероприятий на площади Симферополя признано «нецелесообразным», а также рекомендовано всем крымчанам вечером в субботу поддержать акцию «Зажги огонь в своем сердце» в память о депортированных войсками НКВД.
Сам Аксенов призвал не «возводить национальные заборы», отметив, что «радикальный национализм разделяет людей, подтачивает сформированную столетиями крымскую ментальность».
Между тем принятое в пятницу решение о запрете всех массовых мероприятий в Крыму вплоть до 6 июня вызвало крайне бурную реакцию у лидеров местной крымско-татарской общины и, в частности, у председателя меджлиса Рефата Чубарова, который назвал его «бесчеловечным действом».
Он обещал потребовать от компетентных органов проверки законности указа.
Однако вечером в субботу меджлис все же решил отказаться от проведения массовых акций 17 и 18 мая в центре Симферополя.
Траурные мероприятия пройдут в воскресенье в селах с 8.00 до 9.30, а с 11.00 до 13.00 — в районных центрах. «В Симферополе этими местами будут сквер на железнодорожном вокзале и парк «Салгирка», где находятся памятные камни, посвященные депортации», — отметили в пресс-службе меджлиса. Уже с 13 часов в симферопольском микрорайоне Акмечеть пройдет Всекрымский траурный молебен.
Крымский журналист Олег Крючков на своей странице в Facebook предположил, что решение о запрете митинга татар в центре Симферополя, к которому присоединились и городские власти Севастополя, может быть связано с тем, что лидеры крымско-татарской общины не дали властям гарантий безопасности.
«Если бы кто-то согласился взять на себя ответственность за общественный порядок, — написал он, — то в воскресенье все, кто хотел, пришли бы на площадь Ленина в Симферополе. Щеки прикольно надувать перед камерами, а потом в кулуарах Совмина просить: «В тюрьму не садите!» Это, конечно, хорошо... Но если ты что-то организовываешь, то будь добр отвечай!»
Любопытно, что жители Симферополя уже начиная с четверга заметили резкое увеличение числа силовиков в центре города и шутят о том, что крымскую столицу «снова заняли вежливые люди».
Стоит отметить, что Чубаров на брифинге, посвященном запрету на массовые мероприятия, заявил, что междлис советует крымским татарам отказаться от несанкционированных акций, однако отметил, что «всем невозможно запретить приходить».
Одновременно появились сведения и о том, что в последние дни активность в Крыму усилили и работники ФСБ, которые провели обыски в домах у Мустафы Джемилева — многолетнего лидера крымско-татарского народа, которому российские власти запретили въезд на территорию страны, и у члена меджлиса Али Хамзина. Чекисты также беседуют с рядовыми татарами о деятельности запрещенной в России исламистской организации «Хизб-ур-Тахрир».
Поздно вечером в субботу и.о. главы Крыма Сергей Аксенов принял участие в траурных мероприятиях, посвященных памяти жертв депортации.
«Нам небезразлична эта акция. Мы помним всех тех, кто был депортирован по национальному признаку, мы помним, как несправедливо обошлись с их семьями. 18 мая — это не день демонстрации силы, которым пользовались отдельные политики, возглавлявшие крымско-татарское движение на протяжении 20 лет, почему к этой акции и возникло определенное негативное отношение у граждан Республики Крым. Как только эта акция перейдет из разряда политической в разряд акции дани памяти и уважения, крымчане поймут, что это символ единения и мирной жизни всех народов полуострова», — отметил Аксенов.
Между тем компромиссное решение междлиса было неоднозначно воспринято в крымско-татарской среде. Одни поддержали его, другие возмутились, ведь все прошлые годы 18 мая крымские татары проводили на площади Ленина в самом центре Симферополе.
«Сегодня выслушал много мнений, почему не стоит выходить на центральную площадь 18 мая. Послушал. Выйду. Аксенов не запретит мне почтить память моих пятерых даишек (в пер. с крымско-татарского – дядь. – «Газета.Ru».) и тизешек (теть. – «Газета.Ru»), которые умерли в 50-х от лишений и голода. И вместо большой дружной семьи я имею только одного даишку. Кто любит свободу и не боится недавно пригнанных красивых автозаков – присоединяйтесь», — написал на своей странице в Facebook один из крымско-татарских пользователей.
И это не единичное высказывание. Поэтому вполне вероятно, что в воскресенье днем в центре Симферополя, несмотря на запрет и присутствие огромного количества представителей правоохранительных органов и спецтехники, кто-то обязательно попытается почтить память жертв депортации.
За тем, как траурную дату будут встречать в Крыму, пристально следят и в Вашингтоне.
В заявлении госсекретаря США Джона Керри, приуроченном к 70-й годовщине депортации, отмечается, что российская «оккупация» полуострова открыла «старые раны» крымско-татарского народа, а список нарушений прав его представителей «с каждой неделей становится все длиннее».