По данным исследования Pew Research Center, 53% из полутора тысяч опрошенных американцев высказались за активизацию экономических и дипломатических санкций против Москвы за присоединение Крыма, которое они считают аннексией, а также предполагаемое разжигание сепаратистских действий в восточной Украине.
В то же время 62% опрошенных высказались против отправки оружия и войск на помощь Украине. Прямую военную помощь Киеву поддержали только 30% респондентов.
Пока «ястребы»-республиканцы, в том числе сенатор от Аризоны Джон Маккейн и бывший вице-президент США Дик Чейни, резко критикуют президента Барака Обаму за мягкость во внешней политике, социологи фиксируют, что рядовые американцы не ждут от Белого дома ужесточения политики. Лишь около 35% говорят, что Обама был недостаточно жестким в данной ситуации, в то время как 43% называют действия президента правильными. Правда и слишком жесткой посчитали политику своего президента только 5% опрошенных.
Ответы американцев колеблются в амплитуде между «экономикой можно нанести достаточно ущерба Москве, войны не нужно» до «мы слишком мягкотелы, нужно больше санкций и твердости».
«Что вы можете сделать? Только давить на них экономически, а затем заставить их делать то, что они должны делать. — говорит один из респондентов уроженец Сан-Франциско Рональд Мур. — Мы делаем все, что можем, с этой проблемой. Ну может, и не все, но мы на правильном пути»,
А вот Лори Макоуэн из Драйдена, штат Нью-Йорк, поддерживает санкции, но сомневаются, что они дадут необходимый эффект, и считает позицию Вашингтона слишком мягкой.
«Я думаю, мы в тяжелом положении. Мир не видит, что у нас есть сильная позиции. В прошлом, когда Рейган был в Белом доме, вы точно знали: если решение принято, он будет строго держаться своих принципов».
При этом о напряженности между двумя бывшими советскими республиками хорошо осведомлены менее половины опрошенных, а 20% заявили, что вообще ничего об этом не слышали.
Американцев также опросили, насколько действия России на Украине затрагивают интересы США. И лишь менее трети — 31% — заявили, что происшедшее между Россией и Украиной «очень важно»; 36% сказали, что это «достаточно важно», а по мнению 29%, этот далекий для американцев конфликт имеет малое или вовсе не имеет никакого значения для американских интересов.
Неудивительно, что общее мнение граждан США заключается в том, что президент должен уделять больше внимания внутренней политике, нежели внешней. Такого мнения придерживаются 72% участников опроса, противоположного — только 13%.
«Мне кажется, Америка должна держаться подальше (от внешних конфликтов), — полагает 50-летний житель штата Огайо Энтони Миньярд, — Нам бы побеспокоиться о том, что делается у нас на заднем дворе».
Социологи прямо связывают озабоченность американцев событиями на Украине с возрастом. Старшие поколения, пережившие «холодную войну» и страх перед советской угрозой, куда больше встревожены происходящим. Об это говорит Питер Фивер, профессор политологии и связей с общественностью в Университете Дьюка, который работал в совете национальной безопасности в администрациях Билла Клинтона и Джорджа Буша.
«После 12 лет нетрадиционных террористических угроз и партизанских войн вернулась старая геополитика злого медведя», — цитирует Фивера USA Today.
Из респондентов в возрасте до 30 лет лишь 20% считают российско-украинский кризис «очень важным» для Соединенных Штатов, в то время как в группе от 50 до 64 лет таких вдвое больше – 41%.
«Целое поколение американцев провело всю жизнь, думая об этом, — поясняет Фивер. – Те, кто моложе, не испытал на себе советской угрозы, поэтому для них русские скорее повод для шуток, нежели реальная опасность».
Несмотря на острую реакцию Запада на украинскую политику России, глава совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов обращает внимание на то, что рядовые американцев без энтузиазма относятся к вмешательству своей страны в конфликты на другом конце света.
«Это плоды политики администрации Буша первой половины 2000-х годов, неэффективной и дискредитирующей саму идею активного вовлечения США в конфликты в других частях мира. Украина — часть этой палитры, и в глазах американцев конфликт там качественно не отличается от Сирии, Ливии. Молодое поколение впитало отношение к России «головная боль, но не проблема». Это основной лейтмотив восприятия России после распада СССР.
Сегодня этот подход может измениться, прогнозирует эксперт. Из категории «непрекращающаяся головная боль» Россия становится страной, пересматривающей правила, которые США установили после победы в «холодной войне».
Политика на Украине заставит США относиться к России более серьезно и, соответственно, более враждебно, — полагает Лукьянов. — Однако период прямого вмешательства и энтузиазма закончился. Америка чувствует усталость и ощущение, что они не с этим связаны. Во внутренней политике они видят куда больше вызовов для будущего».