Встреча в российском посольстве в столице Франции продолжалась четыре часа.
И хотя Джон Керри и Сергей Лавров общались с прессой по окончании переговоров раздельно, они сердечно пообщались друг с другом перед телекамерами перед самым ее началом, что создало у представителей СМИ позитивное впечатление.
Впрочем, то, как развивались события сразу после телефонного звонка Владимира Путина и Барака Обамы, который в итоге и привел к парижским переговорам глав дипломатических ведомств двух стран, не наводило на мысли о том, что на встрече Лаврова и Керри стоило ждать прогресса.
Сначала пресс-службы Кремля и Белого дома дали разные версии того, о чем говорили главы двух государства.
Затем в Министерстве иностранных дел России заявили, что американская сторона исказила содержание беседы с Обамой, в ходе которой Владимир Путин говорил о блокаде Приднестровья. А потом еще и Сергей Лавров дал интервью государственным телеканалам, содержавшие многочисленные упреки в адрес Запада, а также предложения по федерализации Украины.
О федерализации глава российского внешнеполитического ведомства говорил и после встречи с Керри.
«Мы обсудили конституционную реформу, в пользу которой мы выступаем вместе с американцами, и которую, как я понимаю, обязались осуществлять украинские власти», — отметил Лавров.
«Мы убеждены, что федерализация является очень важным компонентом этой реформы, самое главное — это обеспечить единство Украины с учетом интересов всех без исключения регионов страны, с тем чтобы эта страна функционировала как единое государство, необходимо найти компромиссы, консенсус между всеми регионами», — заявил глава российского МИДа.
Лавров, как и Керри, отметил, что украинцам «следует решать самим», однако в отличие от госсекретаря США он считает, что «модель унитарного государства здесь не работает».
«Я не думаю, что так можно будет избежать договоренностей, которые так или иначе будут означать федерализацию Украины, — заявил министр. — Мы не навязываем каких-либо схем, украинцы должны будут сами договориться, как будут уважаться права и западных, и восточных, и южных регионов».
Керри, в свою очередь, отметил готовность Вашингтона рассматривать российские предложения, но с оговорками.
«США настаивают на участии новых властей Украины, легитимность которых Москва ставит под сомнение, в переговорах о судьбе своей страны. Мы не согласны с ситуацией, в которой легитимное правительство Украины отсутствует за столом переговоров. Мы это ясно дали понять. Никаких решений по Украине без Украины», — подчеркнул госсекретарь США.
Хотя и российская, и американская стороны используют одну и ту же терминологию, она, как представляется, маскирует различные подходы к степени независимости Украины от Москвы, пишет The New York Times в материале по итогам встречи Лаврова и Керри.
«Является ли целью новой федеральной системы (на Украине) увеличение власти местных чиновников и предоставление регионам, где в подавляющем большинстве проживает русскоговорящее население, больше полномочий по взиманию налогов, как предполагают американские официальные лица, консультировавшиеся с новыми властями в Киеве?
Или же целью (конституционных изменений. — «Газета.Ru») является установление в значительной степени автономных регионов, которые бы находились под влиянием Москвы и обладали правом вето в таких вопросах, как внешняя политика Украины, — понимание, которое, согласно западным представителям, имеет в виду Путин...» — задается вопросом издание.
Керри и Лавров по инициативе американской стороны «очень серьезно говорили» и о концентрации российских войск на границе с Украиной, что, по словам главы Госдепартамента, «создает климат страха и запугивания».
Несмотря на очевидное отсутствие результатов, глава российского МИДа охарактеризовал встречу с Керри в Париже как весьма и весьма конструктивную.
«Рассчитываем на скорое продолжение этой дискуссии», — отметил он после ее окончания.
Переговоры в столице Франции оказались примечательными и в том плане, что вопрос о принадлежности Крыма России американской стороной уже не поднимался столь остро.
«Официальные лица из администрации США только несколько недель назад требовали, чтобы Путин пересмотрел аннексию территории и отвел назад свои войска (из Крыма). В воскресенье же Керри не упоминал Крым в своем заявлении (по итогам переговоров), отчего создалось впечатление, что американцы расписались в несостоятельности попыток обратить вспять присоединение Крыма к России. Правда, (в итоге) Керри пояснил, что дал понять Лаврову: США по-прежнему рассматривают действия России как противоречащие международному праву», — пишет The Wall Street Journal.
Тем временем, несмотря на риторику, содержащую обвинения в адрес друг друга, Москва пытается сохранить канал связи и еще с одной западной столицей — Берлином.
В интервью немецкой телекомпании ZDF, которое было показано вечером в воскресенье, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что существующее взаимопонимание между канцлером Ангелой Меркель и президентом России — «на вес золота».
«Роль Меркель достаточно велика, принимая во внимание конструктивные и достаточно откровенные отношения с Владимиром Путиным… С начала кризиса на Украине оба поддерживают постоянный диалог, и эти частые контакты позволяют по крайней мере сблизить позиции, — отметил Песков. — Не секрет, что позиции по украинскому кризису во многом различаются, однако сам по себе диалог чрезвычайно полезен, и мы надеемся, что этот диалог будет продолжен».
Когда состоится новая встреча Меркель и Путина, пресс-секретарь главы российского государства уточнить не смог, отметив, однако, что Москва и Берлин продолжают диалог на экспертном уровне.