Этот телефонный разговор в отличие от большинства предыдущих, состоявшихся за последние недели, прошел по инициативе Владимира Путина. Обаму он застал в Эр-Рияде, где ранее в пятницу он проводил переговоры с королем Саудовской Аравии Абдаллой.
Западные СМИ при этом отмечают, что отчеты пресс-служб Кремля и Белого дома об этом ночном разговоре кардинально разнятся.
Американская администрация сообщает, что Обама еще раз отметил, что видит дипломатический путь для выхода из кризисной ситуации вокруг Украины, и предложил Москве письменно ответить на соответствующие предложения, выдвинутые Вашингтоном.
Кроме того, главы государств условились, что госсекретарь Джон Керри и министр иностранных дел Сергей Лавров встретятся для обсуждения следующих шагов, которые могли бы быть предприняты.
Об обсуждении конкретных параметров такой совместной работы главами внешнеполитических ведомств России и США говорит и Кремль.
Однако на сайте российского президента уточняется еще и то, что «Путин привлек внимание Барака Обамы к продолжающемуся разгулу экстремистов, безнаказанно совершающих акты устрашения в отношении мирных жителей, властных структур, органов правопорядка в различных регионах и в Киеве».
Кроме того, впервые самым серьезным образом в последних телефонных разговорах двух лидеров была поднята — российской стороной — тема Приднестровья.
«Президент России также привлек внимание к фактической внешней блокаде Приднестровья, что приводит к существенному осложнению условий жизни жителей региона, препятствует их передвижению, нормальной торговой и экономической деятельности. Россия выступает за справедливое и всеобъемлющее урегулирование приднестровской проблемы, заинтересована в эффективной работе действующего переговорного формата «5+2», говорится на сайте Кремля.
The New York Times, описывая реакцию неназванных представителей администрации Обамы, отмечает, что, по их мнению, вопрос с Приднестровьем был поднят Путиным неспроста: якобы это «предвестник и возможная прелюдия для российской интервенции сродни тому, как Москва приводила несостоятельные угрозы русскоговорящему населению Крыма» в качестве предлога для его присоединения.
Тема Приднестровья в контексте украинского кризиса была развита и в пространном интервью Сергея Лаврова телеканалу «Россия 1».
«Происходящее вокруг Приднестровья тоже игнорируется — там Кишинев и новые украинские руководители фактически организовали блокаду. И все это наши европейские партнеры обходят полным молчанием. Более того, Евросоюз и, как я понимаю, США поощряют такую линию», — заявил Лавров в интервью программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым».
Глава внешнеполитического ведомства России заявил, что Москва намерена «очень серьезно на эту тему поговорить, потому что они нагнетают атмосферу вокруг Приднестровья».
«Это возмутительная провокационная риторика. На самом деле они пытаются своими практическими действиями создать для Тирасполя невыносимую ситуацию в нарушение, повторю, обязательств, дающих приднестровцам определенные свободы в плане передвижения, транзита, внешнеэкономической деятельности.
Это возмутительно. История ничему их не учит. Они опять пытаются создать какой-то нарыв в наших отношениях», — отметил Лавров.
Несмотря на договоренность между Путиным и Обамой о встрече глав внешнеполитических ведомств, источник в администрации США заявил The Wall Street Journal, что Вашингтон хочет от Москвы увидеть реальные шаги, «прежде чем решить, действительно ли открывается серьезная возможность для дипломатического решения» конфликтной ситуации вокруг Украины.
Однако в любом случае то, что Путин в разговоре с Обамой поднял тему Приднестровья, скорее всего, осложнит любые переговоры России и США, внеся в них еще одну потенциально конфликтную составляющую, отмечает издание.