В среду парламентарии рассмотрят во втором чтении и, вне всякого сомнения, примут законопроект о выборах депутатов Госдумы. Как уже писала «Газета.Ru», он предусматривает переход на смешанную систему выборов, то есть половина думцев избирается по спискам, половина – по одномандатным округам. В законопроекте прописаны нормы, которые освобождают часть партий от сбора подписей, а другую часть – значительную – обязывают их собирать.
От подписной кампании освобождаются политические силы, на предыдущих парламентских выборах набравшие не менее 3% голосов, а также партии, имеющие хотя бы одного депутата-списочника хотя бы в одном заксобрании региона. Если бы выборы депутатов Госдумы состоялись в ближайшее воскресенье, от сбора подписей были бы освобождены 12 политических сил: ЕР, КПРФ, СР, ЛДПР, «Яблоко», «Патриоты России», «Гражданская платформа», РПР-ПАРНАС, «Правое дело», «Коммунисты России», «Родина» и Российская партия пенсионеров за справедливость. Остальным пришлось бы собирать 200 тыс. подписей граждан.
В законопроекте, однако, есть нюанс. Норма, согласно которой от сбора подписей на выборах в Госдуму освобождаются партии, имеющие хотя бы одного списочника в регионах, не распространяется на Москву – потому что депутаты Мосгордумы будут избираться исключительно по одномандатным округам.
А следовательно, те малые партии, которые, возможно, проведут депутатов в МГД, но при этом у них не будет списочников в заксобраниях других регионов, на федеральных выборах не получат льготы, избавляющей их от сбора подписей.
В перспективе точно такая же ситуация может возникнуть и в Санкт-Петербурге. У петербургских властей, как и у столичных, тоже есть право проводить выборы в заксобрание полностью по одномандатным округам. Правда, в ходе ближайшей думской кампании «питерский нюанс» значения иметь не будет: выборы в заксобрание Петербурга должны пройти одновременно с федеральными – в 2016 году.
На правовую коллизию, возникшую в связи с особой системой выборов в Мосгордуму, обратили внимание члены парламентского комитета по конституционному законодательству на заседании 6 февраля. Глава комитета Владимир Плигин не дал четкого ответа на вопрос, будет ли учтена московская ситуация во время рассмотрения законопроекта о выборах депутатов Госдумы во втором чтении, а именно не появится ли в законопроекте норма, освобождающая от сбора подписей на федеральных выборах те партии, у которых будет хотя бы один депутат в Мосгордуме.
Источник в руководстве нижней палаты заявил «Газете.Ru», что прописывать в законопроекте подобную норму не планируется. Объяснение таково: льготу, освобождающую от сбора подписей, партии получают только в том случае, если избиратели поддержали ее список, партийный бренд. «В выборах же Мосгордумы будут участвовать только одномандатники.
Но голосование за одномандатника – это в первую очередь голосование за конкретного человека, а не за партийный бренд. Поэтому распространять льготу на одномандатников неправильно».
«Изначально было неправильно делать исключение для Москвы, позволяя ей проводить выборы полностью по одномандатным округам, — парирует эксперт по избирательному законодательству Аркадий Любарев. — Отсюда проистекает и нынешняя проблема. Конечно, если бы хотели, то и на этот раз могли бы сделать исключение (освободить от сбора подписей на федеральных выборах партии, у которых есть хотя бы один депутат-одномандатник в МГД. — «Газета.Ru»)».
Но если в первый раз «особый статус» Москвы появился благодаря мощному лобби столичной мэрии, то на сей раз столь же серьезных интересантов нет, констатирует эксперт. По его словам, «даже у партий в данном случае интерес чисто теоретический», поскольку никто не может заранее предсказать, проведет ли хоть одна малая политическая сила депутатов в Мосгордуму: «Но если такое произойдет, и у этой партии не будет депутатов-списочников в заксобраниях других регионов, то, конечно, она будет считать себя пораженной в правах».
«В данном случае речь идет о нарушении принципа равенства, — уверен глава Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин. — Все дело в том, что законы у нас принимают только четыре партии, которые в первую очередь беспокоятся о собственных интересах, а не об интересах общества в целом, потому что они не представляют весь спектр общественных интересов». В данном конкретном случае у парламентских партий никакого интереса учитывать особенность московской системы выборов не было, констатирует эксперт.