В пятницу Ирина Яровая провела заседание Патриотической платформы ЕР для обсуждения законопроекта, устанавливающего уголовную ответственность за реабилитацию нацизма. Документ, соавтором которого выступала и Яровая, был подготовлен еще пять лет назад, но все это время пролежал в Думе без движения.
Летом прошлого года, после того как политик Леонид Гозман в своем блоге неоднозначно высказался о деятельности СМЕРШ, Яровая заявила, что подготовит новую версию документа, в котором будет введена уголовная ответственность за критику действий антигитлеровской коалиции. Однако обещанный законопроект в Думу так и не поступил.
И вот в пятницу идея ввести уголовную ответственность за реабилитацию нацизма прозвучала вновь: глава комитета по безопасности заявила, что законопроект все же будет внесен. Но на сей раз об антигитлеровской коалиции речи не идет. Под «реабилитацией нацизма» подразумевается публичное «отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала, одобрение преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала», а также «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны».
Наказание предлагается следующее: штраф до 300 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до трех лет.
В том случае, если деяние было совершено лицом с использованием служебного положения или же «с использованием средств массовой информации», а также «с искусственным созданием доказательств обвинения», кара предусмотрена более жесткая: штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до пяти лет без права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Открывая заседание Патриотической платформы, Ирина Яровая весьма туманно пояснила, почему надо было «реанимировать» законопроект именно сейчас: дескать, за те пять лет, что он лежит в Думе, не появилось оснований считать, что необходимость его принятия отсутствует.
Несмотря на расплывчатость объяснения, участники заседания инициативу одобрили практически единодушно.
Во время выступлений недобрым словом поминались телеканал «Дождь», писатель Виктор Суворов и даже украинские протестующие.
«Я воспитывался в семье блокадников, и та ситуация, которая была с «Дождем», меня ну просто накрыла», — пожаловался правозащитник из Эстонии Дмитрий Линтер. Из его слов можно было сделать вывод, что небезызвестный опрос «Дождя» тянет (во всяком случае, в глазах самого Линтера) на реабилитацию нацизма, хотя напрямую оратор этого не сказал.
Зампред общественной организации ветеранов «Боевое братство» Геннадий Шорохов сообщил, что полностью поддерживает законопроект: «Мы очень много пропустили связанного с фальсификацией итогов Второй мировой войны и возрождением неофашизма.
Украинский Майдан – это и есть проявление неофашизма», — сделал смелый вывод оратор,
выразив опасение, что протест «может перекинуться в Россию и в другие страны».
Участника парада 1945 года Владимира Карташевского беспокоил другой вопрос: «На каком основании книги Виктора Суворова до сих пор появляются на прилавках? – возмущался он. – Мы деградируем как нация, как общество».
Гендиректор Российской государственной библиотеки Александр Вислый выступил в унисон: по его словам,
законопроект предусматривает наказание за реабилитацию нацизма с помощью СМИ, но вот о наказании за реабилитацию нацизма с помощью книг там ни слова нет. А надо бы вписать:
«Книга ведь оказывает гораздо большее воздействие, нежели статья». Яровая пообещала предложение Вислого учесть.
Первый вице-президент организации «Мир без нацизма» Валерий Энгель предложил еще более экзотическую поправку: прописать в законопроекте «меры и санкции не только для тех, кто пропагандирует нацизм в России, но и для тех, кто делает это за рубежом». На сей счет у Энгеля даже были конкретные предложения: приведя в пример одну латвийскую фирму, которая поставляет в Россию хлеб, а у себя на родине поддерживает партию, выступающую за закрытие русских школ, он рассудил, что эту фирму «можно не впускать к нам в страну и арестовывать их активы».
«Я не юрист, но я знаю, как это сделать», — многозначительно произнес выступающий. Желающих узнать детали не нашлось.
Из всеобщего хора одобряющих законопроект несколько выбился декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков. По поводу опроса «Дождя» он заявил, что «это никакой не экстремизм, а смердяковщина»: «Эти люди глубоко презирают Россию и русский народ». А вот по поводу законопроекта высказал мнение, что его либо не примет Дума, либо отклонит Совет Федерации. По словам Третьякова,
с юридической точки зрения, расшифровка понятия «реабилитация нацизма», которая дается в законопроекте, несостоятельна.
Что началось после его слов! Ирина Яровая обрушилась на Третьякова с гневной отповедью, сказав, «что теперь понятно, почему в России такие студенты». Третьяков промолчал.
Затем обсуждение вновь «перенеслось» на Украину. Опять взявший слово Геннадий Шорохов заявил, что украинцы перестали считать себя нацией, победившей фашизм. Если бы этого не произошло, то не было бы и Майдана. «То, что происходит в Украине, – это предательство элит», — веско добавила Яровая.
В этот момент в зал заседаний торопливо вошел новый участник. Им оказался лидер украинской общественной организации «Славянская гвардия» Владимир Рогов, прекрасно вписавшийся в дискуссию (если, конечно, происходящее можно было так назвать).
Оратор эмоционально рассказывал, что «украинская молодежь ездит в Прибалтику – учится стрелять, воевать», что в стране крепчает национализм.
Одним словом, красок и леденящих душу подробностей Рогов не жалел.
«Украина – это бикфордов шнур, который ведет к России, — завершил спич выступающий. – Я надеюсь, российское общество сможет дать отпор (видимо, национализму. – «Газета.Ru») и примет правильные законы, хотя бы морально поддержав наших ребят».
Но настоящим хитом заседания Патриотической платформы стало выступление председателя Открытого содружества суворовцев, нахимовцев и кадетов России Александра Владимирова. Вывод его долгой речи заключался в том, что «либерализм порождает нацизм, либерализм, который делает нас разными».
Ирину Яровую же оратор поблагодарил за то, что она «тратит жизнь на правое дело». «Вы наша Жанна д'Арк», — восхищенно произнес он. «Жанна д'Арк» скупо улыбнулась в ответ.
На этом заседание закончилось. Ирина Яровая заявила журналистам, что законопроект «имеет охранительное, профилактическое, запрещающее значение» и никаких оснований для его непринятия нет. Одна из представительниц СМИ поинтересовалась, считает ли Яровая, что в опросе «Дождя» и книгах Суворова есть признаки реабилитации нацизма. В ответ журналистка услышала совет внимательней почитать законопроект.
Корреспондент «Газеты.Ru», в свою очередь, уточнила, что все-таки послужило толчком для «реанимирования» законопроекта именно сейчас?
«Это вам нужен толчок, — отрезала Ирина Яровая.
– Работа над законопроектом велась постоянно, а вы ищете сенсацию и живете одним днем».
Прозвучало как приговор.