Предложение увольнять просрочивших долги губернаторов содержится в законопроекте Министерства финансов, который опубликован на портале правовой информации
«Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, если в результате (его) действия (бездействия) не привели к сокращению просроченной задолженности по долговым и (или) бюджетным обязательствам субъекта ниже 10 процентов суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном финансовом году», — указывается в документе.
Подразумевается, что губернатор должен «восстанавливать платежеспособность региона» в течение трех месяцев; если ему не удается это сделать, глава попадает под угрозу отставки.
Сейчас долги 20 российских регионов составляют больше половины их бюджетов – например, в Мордовии они подбираются к 100% от бюджетных поступлений, Вологодская область закредитовалась больше чем на 90%, долг Саратовской приближается к 90%, Смоленская область должна более двух третей доходов бюджета, кредиты Тверской близки к этой цифре.
В Минфине надеются, что нововведения смогут повысить ответственность «должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований за проведение неэффективной долговой и (или) бюджетной политики».
Архангельский политолог Андрей Чураков считает, что жесткие меры не решат главной проблемы восстановления платежеспособности регионов.
«Региональные бюджеты сегодня не в состоянии обеспечить финансирование всего объема полномочий регионального уровня. Губернаторы долги наращивают, чтобы выполнить в том числе и майские указы президента и, соответственно, избежать увольнения за их неисполнение.
На мой взгляд, в сложившейся системе управления инициатива Минфина наивна и скорее направлена на защиту самого министерства от постоянных просьб назойливых губернаторов о выделении дополнительных трансфертов, а не на повышение качества работы региональных чиновников», — указывает эксперт.
В Архангельской области уже возникли проблемы с исполнением бюджета в связи с «майскими указами»: для выплат по ним региональные власти намеревались упразднить ряд социальных расходов, например по компенсациям областным ветеранам труда. От сокращений после протестных акций в Архангельске и ряде райцентров пришлось отказаться. Долг Архангельской области превысил 50% от поступлений в бюджет.
Зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константин Добрынин призвал «не забывать о родовой травме российского федерализма заключающейся в том, что у субъектов больше полномочий и обязательств, чем денег».
«Когда в 1993 году президент Ельцин предложил регионам «забирать суверенитета столько, сколько сможете проглотить», то все взяли и забыли, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Результат, соответственно, предсказуемый: регионы имеют намного полномочий и обязательств, чем возможности по ним отвечать. Поэтому, стоит подумать о том, как качественно расширить налоговую базу регионов или передать часть региональных обязательств на федеральный уровень», — считает сенатор.
Впрочем, Андрей Чураков уверен, что президент не будет отдавать отставки на откуп Минфину, решение будет принимать он сам на основании личной лояльности губернатора.
Не верит в отставки по экономическим причинам и глава политической экспертной группы Константин Калачев.
«Слишком многих придется увольнять. Это просто дисциплинирующая губернаторов мера, психологическая атака на привыкших жить в долг.
Сомневаюсь, что по этим «вновь открывшимся» обстоятельствам кого-нибудь действительно в ближайшее время уволят. Но сперва губернатор становится должником, потом начинается просрочка по обслуживанию долга. Этот год в этом отношении станет критическим. Инфинитива Минфина — последнее предупреждение на опережение событий», — заявил политолог.