Российское отделение антикоррупционной организации Transparency International совместно с Высшей школой экономики (ВШЭ) и администрацией президента подвели в пятницу итоги декларирования доходов и имущества российских чиновников за год. В 2013 году впервые госслужащие, чьи покупки за прошлый год превысили совокупный семейный доход за три года, опубликовали декларации о расходах. Однако обнародованная информация не представляет интереса с точки зрения гражданского контроля, считают в Transparency International.
«Не указываются сумма расходов и источники финансирования, нет данных, например, у какого банка и под какой процент были взяты ипотека или заем, а именно эта информация позволяет выявлять коррупционные схемы», — заявил заместитель гендиректора российского отделения организации Иван Ниненко.
Кроме того, по его словам, закон обязывает органы власти публиковать данные о доходах и расходах, но не указывает, в какой форме это делать. В результате на интернет-ресурсах госорганов появляются декларации, написанные от руки и сфотографированные. Многие отчеты вообще сложно найти на сайтах, отмечает эксперт.
Механизм изъятия имущества, приобретенного на незаконные доходы, может заработать, только если сумма сделки превышает общий семейный доход госслужащего за три последних года (согласно закону «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»). «Таких случаев сложно дождаться, и существуют масса способов обойти эту цифру. Эти данные обнародует только тот, кому нечего скрывать», — отметил эксперт ВШЭ Алексей Конов.
Уволить госслужащего за представление ложных сведений о доходах и имуществе возможно, только если он это сделал умышленно. «Но как доказать умысел?
Только если записать его признание на диктофон», — обратил внимание Конов. В ответ на это замечание присутствовавший на встрече с экспертами сотрудник управления президента по вопросам государственной службы и кадров Евгений Кузьмин сообщил, что чиновники, проверяемые президентской администрацией, признавали, что представляли неполные сведения. «Но мы-то об этом не знаем!» — отреагировала глава антикоррупционной организации Елена Панфилова.
В свою очередь представитель АП упрекнул экспертов Transparency International и ВШЭ в том, что они намеренно в своих выступлениях не сказали о «решениях перечисленных проблем, которые уже предусмотрены». Решения эти, по словам Кузьмина, содержатся в перечне поручений президента по итогам последнего заседания совета по противодействию коррупции. Впрочем, этот перечень нигде не опубликован. По словам Кузьмина, он был разослан губернаторам и поручения президента должны быть исполнены до 1 июня 2014 года.
Президент поручил сформировать нормативные основы, позволяющие требовать с госслужащих выписку о движении денежных средств по каждому банковскому счету, рассказал сотрудник АП. «Необходимо также, чтобы сведения о расходах представлялись не по каждой сделке, а по сумме имущественного комплекса.
Это предусмотрено для тех случаев, когда, например, приобретается коттедж и его дробят на несколько сделок, отдельно купили крышу, коммуникации, и получается, что каждая сделка доход не превышает», — продолжал он.
Также планируется утвердить единую форму справки о доходах и расходах.
Согласно тексту перечня поручений президента, за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в отношении уличенных чиновников должны применяться взыскания или строгий выговор, предупреждение о неполном должностном и служебном соответствии либо увольнение в связи с утратой доверия.
При этом чиновник попросил экспертов обратить внимание на декларирование в муниципальных органах. «Вы очень сильно сконцентрированы на госслужбе и госкорпорациях.
В госорганах проблема уже не такая, какой она была три года назад. Мы сейчас поездили с проверками по регионам и обнаружили, что аховая ситуация в муниципальных органах», — подчеркнул Кузьмин. Он привел пример, что в Калининграде два муниципалитета не опубликовали сведения о доходах, потому что, как там признались, у них «скоро выборы».
Администрации президента следует быть более открытой в сфере работы по проверке деклараций, чтобы у общества не возникало сомнений в эффективности этой работы, считает Елена Панфилова.
«То, что они делают хорошего и полезного, следов этого не найдешь», — отметила она в разговоре с «Газетой.Ru».
В частности, по словам Панфиловой, хотелось бы знать, кто эти 200 госслужащих, уволенные по итогам проверки достоверности представленных сведений о доходах и расходах, которую курировал глава АП Сергей Иванов. «Иначе они могут всплыть заново в других органах власти», — поясняет Панфилова.
Напомним, что на этой неделе Иванов заявил, что борьбу с коррупцией начинать надо всегда сверху. По его словам, именно с этим и связано создание в АП управления по борьбе с коррупцией, которое будет проверять декларации чиновников. При этом глава кремлевской администрации отметил, что «коррупция — вещь весьма сложная, латентная». По его мнению, занимать борьбой с ней «в масштабах всей страны просто невозможно». «Вообще не существует никакой волшебной таблетки, с помощью которой можно победить коррупцию за один день или даже за один год, конечно, нет», — отметил Иванов.